Президент Федерации фигурного катания на коньках Валентин Писеев о наших главных ставках и тревогах.
Российская газета: Валентин Николаевич, по старому знакомству: какое настроение перед Ванкувером?
Валентин Писеев: Если по старому, то перед Турином было веселее: претендовали на медали во всех четырех видах. Случалась на моей памяти смена поколений, но не такая же, чтобы после Олимпиады закончили выступать все наши чемпионы. Обычно уходили соперники, а мы-то оставались. И тут у меня гамма чувств: обеспокоенность, тревога за молодых фигуристов, радость, что эти юные постепенно мужают, гордость за вернувшегося Женю Плющенко.
РГ: Вы говорили, что три наши медали - в парном катании, в танцах и у Плющенко - вас устроят.
Писеев: Дай Бог, чтобы были.
РГ: Но мы несколько о другом. Идет профессионализация спорта. Лидеры, гладиаторы, махровые профессионалы выдерживают теперь и по два-три олимпийских цикла. Зачем им уходить, если они в победителях, да и на возраст спортсменов сегодня не смотрят. И поэтому разве было нельзя установить высокие стипендии, гранты, контракты, зарплаты, называйте как хотите, чемпионам типа Тотьмяниной - Маринина, Навки - Костомарова, того же Плющенко. Они и в шоу зарабатывают прекрасно. Но ведь можно же было сохранить их и для большого спорта.
Писеев: Сама постановка вопроса - правильная.
Мне Плющенко, у которого хорошие отношения с Кержаковым, об этом же говорил: у футболистов - миллионы, а у почти всех остальных... Конечно, есть теперь президентские стипендии, после Олимпийских игр премии, подарки, машины... Но для тех, кто бьется, рискуя здоровьем, за "золото", уровень может быть и повышен. Тут должна быть государственная политика. Спонсоров серьезного масштаба на упомянутых вами чемпионов-фигуристов не было. Я вообще должен признаться, что мы нашли финансовую поддержку только благодаря вмешательству, скажем так, первых лиц государства. Помогает теперь "Ростелеком", и очень здорово. Проводим, к примеру, чемпионат страны, приезжают в Петербург спортсмены, а у них по установленной смете на гостиницу - 550 рублей.
РГ: И в "Дом колхозника" не попасть.
Писеев: Мы разместили их благодаря своему генеральному спонсору в приличном отеле, питались фигуристы в ресторане. Но битва за обретение такого вот спонсора продолжалась долго. А великих, конечно, надо брать под особую опеку. Мне кажется, мы к этому все равно придем.
РГ: Вот другая проблема, с которой неминуемо столкнемся в Ванкувере.
Писеев: Вы о судействе? Раньше мы хоть знали, кто и какие оценки выставляет. Кстати, и публику это подогревало, и фигуристов. Получить 6.0 - как знак качества. А теперь...
РГ: Что - теперь?
Писеев: В Ванкувере в каждом виде - 9 судей.
РГ: Россия представлена?
Писеев: Да. В каждом виде все 9 уже определены. Тут уж не беспокойтесь. Но из этих 9 два согласно жребию сразу вылетают. Наивысшая и самая низкие оценки сразу отбрасываются. В зачет будут идти только оценки пятерых.
РГ: Но по новой системе есть же еще техническая бригада - технический контролер, технический специалист и его ассистент.
Писеев: Вы неплохо подкованы. Они определяют уровень элементов, которых в зависимости от сложности - 4.
РГ: И чего тогда бояться?
Писеев: Представьте, двое из них, из троих, договорились, что кого-то из спортсменов надо "придушить", определить более низкий уровень. Может и пройти. Выходит субъективность усилилась. И никто во время соревнований не знает, кто выставляет какие оценки, возникает некая закрытая зона, проникнуть в которую могут только несколько людей, техническим процессом руководящих.
РГ: Хочется все же верить, что такого гиганта, как Плющенко, не "придушишь". Хотя в Солт-Лейк-Сити, помнится, нашим уже ставшим олимпийскими чемпионами Бережной - Сихарулидзе пришлось потом выходить на повторную церемонию награждения: "золото" вопреки всем правилам вручили и канадской паре.
Писеев: Я вообще не видел более горячих болельщиков, чем канадцы. А их в зале будет больше половины. Они создают атмосферу, дух, влияют на какие-то решения, на определенный настрой судей. И вот на что хочу обратить внимание: вся та операция с вручением второго "золота" была если не создана, то разогрета, преподнесена с активнейшим участием северо-американской прессы. Нам же иногда от наших родных соотечественников достается едва ли не больше, чем от чужих.
РГ: Что делать - критика.
Писеев: Я не о критике. Я о недружелюбии. Спортсмены и газеты читают, и телевизор смотрят. Я знаете, о чем хочу попросить?
РГ: Догадываемся.
Писеев: Может, и догадываетесь. Ну давайте будем к нашим, к своим более дружественны. Не будем критиковать их за малейшие промахи. Если даже на начинающемся 18 января первенстве Европы не все получится, не будем заявлять на весь мир, что у этой пары ничего не выйдет и на Играх. Я подобного от тех же канадцев или американцев по поводу своих никогда не слышал.
РГ: А разве от наших, своих, слышали?
Писеев: Увы. Иногда так залепят в газете, по телевидению, что у меня, уже выработавшего определенный иммунитет, и то мурашки по коже. А что остается бедным спортсменам?
РГ: Ваши тревоги понятны, но это по-нашему, по-российски, в тон критическому настроению. Волнует другое. Вот идут соревнования. Пришла победа, и начинается празднование. Икра - ложками, водка - рекою Волгою. Торжества - до ночи. Русский дом - это же не ночной клуб. А спортсменам и режимить надо. Некоторым еще и выступать на других дистанциях. А вокруг крутится огромное количество ненужных людей. Удастся ли хоть в Канаде соблюсти чистоту жанра?
Писеев: Думаю, удастся. Надо поддерживать своих спортсменов словом и делом. А принципы работы Русского дома Сочи-2014 в Ванкувере несколько иные, нежели раньше. Нервозности, помпезности не будет.
РГ: Хорошо бы их стало меньше. Но как бы мы ни беспокоились об атмосфере, окружающей обстановке, все это, хотя и важное, но сопутствующее. Решать-то все, или почти все, будут сами спортсмены. Давайте к ним и обратимся.
Писеев: Пора.
РГ: Мария Мухортова и Максим Траньков, которые отлично выступали на международных турнирах, на чемпионате страны остались собой недовольны. Временный спад? Ребята наберут форму к Олимпиаде?
Писеев: На эту тему я беседовал с тренером Маши и Максима Олегом Васильевым. Он абсолютно прав, когда говорит, что второе место только подстегнуло ребят. Не допусти они ошибок, сейчас с ними было бы гораздо сложнее работать, могли расслабиться. А так фигуристы видят: надо улучшать катание по многим компонентам. После чемпионата России прошло не так много времени, а, по мнению Васильева, появились чистота, скорость. Этой паре необходимо объединить в своем выступлении и технику, и настроение, от первой до последней минуты прокатать без ошибок!
РГ: Другая пара - Юко Кавагути и Саша Смирнов в третий раз подтвердили звание чемпионов России. А вот на финале Гран-при в Токио сами себя не узнавали, не могли объяснить, в чем причина неуверенного катания.
Писеев: Не первый раз замечаю, что Юко не очень удачно выступает в Японии. У меня создается впечатление, что Кавагути - девочка очень ответственная, и когда она приезжает домой, на нее наваливается двойная ответственность. Это ей мешает. Но чемпионат Европы и Олимпиада пройдут совсем не в Японии, так что, надеюсь, все будет в порядке.
РГ: Вы нас уже успокоили, заверив, что боли в ноге больше не беспокоят Евгения Плющенко. Но, к сожалению, Женя не единственный травмированный фигурист сборной.
Писеев: Да, из-за травмы колена у партнера с чемпионата страны снялись танцоры Яна Хохлова и Сергей Новицкий. Здоровье Сережа поправил. На чемпионат Европы они поедут без отбора. Все-таки они являются победителями европейского первенства 2009 года. Самое главное, чтобы успели обкатать свой новый произвольный танец, который пришлось менять в середине сезона...
РГ: Говорят, Хохлова - Новицкий вернулись к своему прошлому, выигрышному образу. О чем их программа?
Писеев: Тема - "Жар-птица". Причем эту музыку танцоры еще никогда не брали. Под нее катались только одиночники. Так что будет очень интересно. Яна предстанет в образе Жар-птицы, а Сергей - в роли злого демона, ворона. Этот танец, в отличие от старой композиции на песню "Полюшко-Поле", ребятам подходит, он действительно в их стиле. Будет много поддержек, танец буквально фонтанирует находками. Самим фигуристам он настолько нравится, что они его очень эмоционально исполняют. Думаю, эта их работа произведет должное впечатление и на зрителей, и на судей, что позволит вернуть утерянные позиции.
РГ: Серьезные проблемы с коленом были и у Максима Шабалина. Он и Оксана Домнина пропустили этапы Гран-при. Впервые мы чемпионов мира увидели в Санкт-Петербурге. Как вам их олимпийские программы? И, главное, успел ли Макс полностью восстановиться?
Писеев: Шабалин тренируется в полную силу. И у них очень интересные танцы. Хотя вокруг некоторых элементов возникли споры. Придираются к "хвату за пояс". Мол, такого быть не должно, хотя в официальных правилах ИСУ никакого запрета нет. Кстати, подобные случаи уже бывали. В свое время ныне считающийся эталоном танец "Болеро" в исполнении легендарного английского дуэта Джейн Торвилл - Кристофер Дин не у всех специалистов сразу нашел понимание. Тем не менее с этой программой они стали олимпийскими чемпионами. Наталья Линичук (тренер Домниной - Шабалина. - Авт.) придумывает новое. Ну а все эти бесполезные и никчемные разговоры можно пресечь одним способом: ребятам надо чисто, безошибочно кататься. Конечно, травмы Максима сказались на тренировках, но не настолько, чтобы танцоры не могли классно кататься. У них хорошие шансы на медали Олимпиады. Старт в России их здорово подхлестнул, и очень правильно, что они примут участие в чемпионате Европы. Насчет поездки в Таллин были сомнения. Но в итоге все сошлись в одном: близость соревнований мобилизует, тренировки проходят более продуктивно, настрой у фигуристов появляется нужный, соревновательный. Будем верить, что те задачи, которые стоят перед Оксаной и Максимом, они выполнят.
РГ: Кстати, а как складываются отношения между нашими ведущими парами и дуэтами? Не мешает конкуренция?
Писеев: У Кавагути - Смирнова с Мухортовой - Траньковым, у Хохловой - Новицкого с Домниной - Шабалиным нормальные, рабочие отношения. Нет никаких трений, недомолвок. А здоровая конкуренция, на мой взгляд, это положительный момент. Наличие сильных, достойных соперников только подстегивает.
РГ: На чемпионате России конкурентная среда неожиданно для многих образовалась и в женском одиночном катании. Алену Леонову, которая в какой-то степени уже зарекомендовала себя на международном уровне, обошла Ксения Макарова. Пока она мало кому известна. Но гены у нее спортивные. Ксения - дочь известных советских фигуристов, чемпионов Европы Ларисы Селезневой и Олега Макарова, перебравшихся в Америку.
Писеев: Ксению Макарову я приметил на финале юниорского Гран-при. Когда она прыгнула каскад "три плюс три", подумал: наконец появилась девочка, которая может войти в состав сборной команды. Так что для меня не было неожиданностью, что она хорошо выступила в Санкт-Петербурге. Но все же чемпионкой я видел Леонову, которая стала второй. Думаю, Алену это тоже зацепило. Вообще хорошо, что у нас теперь есть две сильные девочки. И что мне в них обеих особенно нравится - это плюс-старт. То есть на соревнованиях люди катаются лучше, чем на тренировках. Нам ведь не нужны чемпионки по тренировкам. Мы должны воспитывать спортсменов, которые будут показывать свой максимум на турнирах. А к Сочи-2014, уверен, обязательно выстрелит кто-то из нашей младшей группы - Лиза Туктамышева, Полина Шелепень, Аделина Сотникова, Соня Бирюкова, Алиса Агафонова, Даша Ефремова.
РГ: А на что можем рассчитывать на ближайшем старте в Таллине?
Писеев: Что касается чемпионата Европы, то тут наши шансы более очевидны. В прошлом году Леонова была четвертой, в этом - здорово прибавила и должна подняться на пьедестал. Глупо рассуждать, для чего Женя едет в Таллин. Конечно, побеждать. Домнина с Шабалиным - то же самое. А вот в парном катании будет очень серьезная борьба с двукратными чемпионами мира Савченко - Шолковы из Германии. Эта пара для любых соперников не подарок.
РГ: Буквально через неделю после Европы спортсмены-олимпийцы начнут выезжать на последний сбор перед Играми. Где наши фигуристы будут готовиться непосредственно к Ванкуверу?
Писеев: Наша база располагается в 40-50 километрах от Олимпийской деревни. На месте уже побывали наши представители. Вице-президент федерации фигурного катания России, судья международной категории Сергей Кононыхин обо всем договорился: ни со льдом, ни с размещением, ни с питанием нет проблем. Фигуристы будут заезжать на сбор начиная с 30 января. По понятной причине не поедут туда Домнина и Шабалин, которые тренируются в Америке. Определенную свободу выбора и действий мы предоставили Плющенко. Он появится сразу в Олимпийской деревне 11 февраля, за пять дней до начала своих соревнований. А почему нет? Он спортсмен опытный, сам знает, как для него лучше. Кроме того, у него и команда отличная.
РГ: К разговору о сопровождающих лицах. Допустим, кто-то из фигуристов хочет ехать с личным психологом или хореографом. Как эти вопросы будут решаться?
Писеев: На Играх от России будут выступать 16 фигуристов. По двое одиночников - мужчин и женщин. По три пары - спортивных и танцевальных. Мы имеем право взять 16 сопровождающих. Все наши основные спортсмены едут с тренерами. Рядом с Плющенко будет и тренер Алексей Мишин, и хореограф Давид Авдыш. Что касается его жены Яны Рудковской, то у нее нет проблем с проездом и размещением. Она попросила только помочь ей с присутствием на соревнованиях и тренировках Жени. Постараемся сделать все возможное. Будем также использовать следующую схему. Как только часть фигуристов закончит свои соревнования, их тренеры будут уезжать, а на их место заезжать другие, чьи ученики только-только вступают в борьбу. Конечно, на протяжении всех соревнований с нами будет врач Ярослав Бугаев и неизменный, любимый всеми поколениями фигуристов массажист - Тамара Гвоздецкая. Так что у нас все продумано, мы готовы.
Я рад, что побывал в гостях у "Российской газеты". Вы объективно освещаете все события в мире фигурного катания. Дай бог, чтобы в новом году наше сотрудничество продолжалось. Желаем нашим фигуристам, чтобы они хорошо катались, а вы - хорошо о них писали.
РГ: Спасибо!