Вчера в Таллине стартовал чемпионат Европы по фигурному катанию. По традиции программу соревнований открывали танцоры, которым за все время турнира на лед придется выходить трижды.
Начали с обязательного танца - "Танго романтика". На момент подписания номера в печать окончательные результаты известны не были. Отметим только, что три российских дуэта попали в две последние, то есть сильнейшие разминки. Правда, с жеребьевкой нашим фигуристам не очень повезло. Особенно Яне Хохловой и Сергею Новицкому. Им пришлось выступать раньше своих основных соперников.
Пожалуй, поднять настроение могло то, что катались ребята сразу после заливки льда. Или то, что за исполнение "Танго романтика" на тренировках они заслужили похвалу Александра Горшкова - олимпийского чемпиона 1976 года, председателя технического комитета по танцам на льду Международного союза конькобежцев (ИСУ). Об этой и других деталях подготовки спортсменов корреспонденту "РГ" рассказала их тренер Ирина Жук.
Российская газета: Ирина, когда вокруг дуэта Хохлова-Новицкий только-только начал подниматься ажиотаж, вы говорили в интервью, что сложнее всего ребятам дается именно обязательный танец. Сейчас этот вид программы перестал быть их слабым местом?
Ирина Жук: Яна с Сережей, конечно, неординарная пара. Заметила в их катании такую интересную закономерность: чем сложнее обязательный танец, тем лучше они его исполняют. Так что в этом году нам повезло. "Танго романтика" и "Золотой вальс" - сложные танцы, и они им удаются. "Танго" смотрел Александр Георгиевич (Горшков. - Авт.). Это же его танец. В 1973 году он и его партнерша Людмила Пахомова танцевали его как оригинальный. Так вот - ему понравилось. Сделал пару замечаний. Но в общем остался очень доволен. Даже похвалил ребят.
РГ: А что сказали специалисты о произвольном танце, который вы полностью поменяли в самый разгар олимпийского сезона?
Жук: У нас были сборы на подмосковной базе в Новогорске. Естественно, к нам на тренировки приезжало много людей. Все остались довольны и задумкой, и ее воплощением.
РГ: Как вообще решились все переделать?
Жук: Решение менять программу все четверо - Яна с Сережей и я с Сашей (тренер Александр Свинин. - Авт.) - приняли одновременно, причем не сговариваясь. Помню, я ехала в машине с тренировки, пока Саша с ребятами был на этапе Гран-при "Скейт Америка". У меня мелькнула мысль о новом танце, но я решила дождаться Сашу и узнать его мнение. Во время первого же совместного ужина мы чуть ли не хором озвучили одну и ту же идею: давай менять программу. Мы только боялись сказать Яне с Сережей, волновались, как они воспримут новость. Но буквально через пару дней они сами зашли к нам в тренерскую и робко так, осторожно сказали: мы хотели бы поменять программу. Мы с Сашей тогда с облегчением выдохнули. У нас просто камень с души упал. Решение далось нам легко, потому что все были "за". Мы сразу начали работать с музыкой, благо что она была. В противном случае нам бы пришлось сложнее.
РГ: А откуда взялась эта тема - "Жар-птица"?
Жук: Изначально к олимпийскому году у нас было две музыки - "Жар-птица" и "Полюшко-поле". Мы начали метаться, потому что обе задумки были интересные. Ребята тоже не могли определиться, что им больше по вкусу. В итоге подумали, что в олимпийский год на "ура" должна пойти патриотичная музыка. Но с началом сезона поняли, что это не их программа. Не потому, что она сама по себе плохая. И не потому, что Яна с Сережей не справлялись с элементами. Просто не их стиль. Еще раз в этом убедились, когда приступили к работе над "Жар-птицей". Спортсмены как будто преобразились: у них сразу и оригинальный танец лучше пошел, и обязательный. У них крылья выросли, второе дыхание открылось.
РГ: Почему в таком случае не смогли показать танец на отборочном чемпионате России?
Жук: Мы серьезно готовились к выступлению в Питере, сшили костюмы, тренировались не по четыре, а по шесть часов в день, чтобы все успеть. Но как раз из-за нагрузки у Сереги обострилась травма колена. Мы не стали рисковать и снялись с турнира. Сейчас все в норме. Сделали уколы, пролечили колено. На Европе он уже будет кататься в полную силу. Главное, чтобы ребята справились с волнением.
РГ: Вы упомянули про костюмы. Новые тоже шил Вячеслав Зайцев?
Жук: К сожалению, нет. Но мы нашли очень хорошее ателье. Они уже работали с Ириной Винер и гимнастками-"художницами", с парами из бальных танцев. Костюмы получились яркие, красивые. Ребятам они очень нравятся.
РГ: Насколько это чемпионат Европы важен для вашего дуэта?
Жук: Мы все хотим реабилитироваться после "Скейт Америки", где Яна с Сережей заняли совсем не свое место. Хотим показать новую программу, показать, что мы можем и будем бороться за самые высокие места.