Чем Европейский суд по правам человека поможет россиянам

На прошлой неделе Россия ратифицировала протокол N 14 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

О том, почему затянулась ратификация документа и чем поможет он европейцам и российским гражданам, рассуждают президент Российской ассоциации международного права, декан юридического факультета РУДН, профессор Анатолий Капустин и кандидат на пост судьи от России в Европейский суд по правам человека в 1999 году, профессор РУДН Виталий Бордунов.

Протокол вступает в законную силу, что позволит начать реформу Страсбургского суда, давно уже не справляющегося с рассмотрением лавины жалоб из стран, присоединившихся к конвенции в 90-е и последующие годы. Сегодня в суде зарегистрировано 120 000 дел. Чтобы с ними разобраться, необходимо семь лет. По 1000 дел в год приходится на каждого судью. Фактически суд работает в авральном режиме. В какой-то мере в создании подобной ситуации повинна сама конвенция. В ней заложена предельно простая процедура доступа в суд любым заявителям, считающим, что их права, гарантированные конвенцией, нарушены. Демократичность доступа в суд в сочетании с реальными проблемами национального правосудия новых участников конвенции привели к бурному росту нагрузки на Европейский суд по правам человека, которая стала ему явно не по силам. Возникла острая необходимость в корректировке некоторых положений конвенции.

Суд причин не объясняет

В декабре 2006 года по рекомендации Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, где нет ни одного специалиста по международному праву, Дума не ратифицировала 14-й Протокол. Эта рекомендация комитета была принята без учета закона о международных договорах. Более того, комитет создал опасный прецедент. В нарушение правил Венской конвенции комитет предложил внести поправки в уже согласованный и подписанный Россией Протокол. Якобы некоторые его положения шли "в разрез с проводимой в РФ судебной реформой" и наносили ущерб интересам России. Аргументация незатейливая, но она сработала. Ратификация не состоялась, Протокол не вступил в силу и реформу суда отложили. Теперь после его ратификации Россией суд наконец будет реформирован. Однако потенциальным заявителям не стоит обольщаться.

Одновременно 14-й Протокол резко повышает требовательность к индивидуальным жалобам. Написание жалобы в Страсбург требует глубоких знаний международного права, без которых не освоить и не понять дух и букву конвенции и практику суда и, соответственно, грамотно и толково обосновать жалобу о нарушении прав, гарантированных конвенцией. Эта аксиома мало кем усвоена, в том числе российскими адвокатами. Из-за низкого качества только 1 процент российских жалоб признаются судом приемлемыми и по ним принимаются решения по существу. Простота доступа в суд вводит в искушение многих российских заявителей. В большинстве случаев они пишут жалобу как Бог на душу положит. Как правило, о Страсбурге вспоминают после неудач в отечественном суде и тогда в его адрес на всякий случай посылают жалобу. Мало кто из заявителей знает о десяти "золотых правилах" обращения в суд, характере и особенностях его компетенции и прав, подпадающих под его защиту. Теперь потенциальные заявители будут стоять перед выбором: либо самим писать жалобу, либо обращаться к специалистам, что будет для них весьма накладно. Хотя реформаторы об этом не задумывались, но для неимущих заявителей страсбургское правосудие станет явно не по карману.

Плачевная ситуация с жалобами привела к последствиям, которые демократическими никак не назовешь. По сравнению с судом конца 90-х напрочь исчезла обходительность и любезность персонала в отношениях с заявителями. Сотрудники секретариата суда, за которыми закреплены дела, частенько отшивают заявителей и их представителей, переадресовывая их на сайт суда. А ведь далеко не все российские заявители располагают возможностями Интернета. Так они и пребывают в неведении и не знают, что происходит с их жалобой. В тупик ставят и предельно краткие, в два слова, ответы суда о признании жалобы неприемлемой. Если раньше суд объяснял заявителю причины признания жалобы неприемлемой, то теперь этого нет. Вполне может быть, суду стало значительно удобнее работать, но это явно не имеет ничего общего с верховенством права, а тем более демократии.

Кто поддержит призыв президента

Ратификация Россией 14-го Протокола - хороший повод подвести итоги более чем десятилетнего участия нашей страны в конвенции. Первое, что бросается в глаза, мы заняли глубоко оборонительную позицию к конвенции и суду. Нам не хватает самокритичности, мы огрызаемся на решения суда или его демонизируем, если его решения задевают наше правосудие. В Государственной Думе ни разу не были проведены парламентские слушания о пользе конвенции для России. Уполномоченный РФ в Европейском суде ничего не предлагает для устранения недостатков российского правосудия, подмеченных судом и кабинетом министров Совета Европы. Не слишком заметна на этом направлении и деятельность Уполномоченного по правам человека. Удивительно, но "Единая Россия", "Спрвед

ливая Россия" и другие партии в своих политических программах обходят молчанием тему прав человека, состояние дел в этой области, не замечая, что общество основательно температурит, особенно сейчас, в сфере социально-экономических прав. Не делает никакой погоды по созданию гражданского общества назначаемая сверху Общественная палата. Таковы современные российские реалии. Возникает вопрос: кто готов поддержать призыв президента модернизировать экономику страны и осуществить другие планы? По нашему мнению, на это способен гражданин, не обделенный правами, гарантированными ему Конституцией и международными конвенциями по правам человека. С таким гражданином, уверенным в себе, можно свернуть горы.