То, что федеральных денег на спасение всех моногородов не хватит, было очевидно с того момента, когда из них начали поступать первые сигналы о помощи. Чем могли бы помочь власти региона и что в состоянии предпринять сами проблемные муниципалитеты, обсудили за "круглым столом" ведущие ученые, бизнесмены и главы городов.
Из 400 российских поселений, где жизнь держится на одном-двух предприятиях, выбрали три десятка, которым федеральный центр выделит по 10 миллиардов рублей. В Свердловской области в число тех, кому повезло, попали Каменск-Уральский, Нижний Тагил и Асбест. Сейчас руководители этих городов готовятся к защите инвестиционных программ развития своих территорий в Минрегионразвития РФ. Ну а что остается остальным? Есть ли у них все-таки шанс переломить судьбу?
- Моногород никогда не выдержит конкуренции с мегаполисом, - категорично заявил директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин. - Это доказывает общемировая практика. Любой сбой в работе градообразующего предприятия сразу же сказывается на жизни всего муниципального образования. Для того чтобы город попал в рыночное поле и был конкурентоспособен, в нем должно быть не менее четырех-пяти производств различных видов деятельности. Это позволяет в критический момент переключаться с одного на другое. Моногорода Урала крайне уязвимы - они могут успешно развиваться только при благоприятной конъюнктуре рынка на продукцию основного предприятия. Совершенно очевидно, что такие муниципалитеты без поддержки государства, более сильных территорий выжить не смогут.
При этом, по мнению академика Татаркина, попытка решить проблему за счет развития малого и среднего бизнеса может разве что смягчить ее остроту.
Поддерживая коллегу, профессор УрГЭУ Евгений Анимица, занимающийся изучением этой темы уже около 40 лет, отметил, что если не оказать моногородам поддержку, это чревато страшными для страны последствиями - запустением территорий. Уже сегодня молодежь стремительно покидает эти города.
Вместе с тем ученый все же уверен, что уповать исключительно на помощь государства - путь бесперспективный. Даже в этих сложных условиях нужно разбудить инициативу общества. Анимица привел пример мощной аккумуляции идей во время работы над стратегическим планом развития Екатеринбурга. В тот период в городе прошла почти тысяча встреч с самыми разными группами людей - студентами, военнослужащими, госслужащими, инженерами. Ученые получали тысячи предложений от екатеринбуржцев, наиболее актуальные вошли в итоге в план, по которому сейчас развивается город.
- Мы должны понимать, что в моногорода никто не придет решать их проблемы - ни правительство, ни губернатор, - открыто признал заместитель председателя областного Союза промышленников и предпринимателей Анатолий Сысоев. - Госзаказы сегодня не дают даже оборонке. А это значит, нам самим нужно искать пути выживания.
Как считает промышленник, нужно больше прислушиваться к людям, чтобы жители сами становились конкурентоспособными, проявляли инициативу, тогда появится шанс и у моногорода, в котором они живут.
К слову, как отметил заместитель главы Каменска-Уральского Владимир Воронов, здесь в период подготовки плана развития города удалось разбудить инициативу жителей. Они предложили 112 инвестиционных проектов - от развития туризма до создания транспортно-логистических схем. 80 процентов проектов, по мнению вице-мэра, - "живые" и вполне могли бы помочь городу развивать не одно лишь металлургическое производство, в котором сегодня занята основная часть жителей, но и другие сферы.
Как показало бурное обсуждение в ходе "круглого стола", свежие, здравые идеи действительно могут рождаться буквально на ходу. И далеко не все так безнадежно, как может показаться на первый взгляд. Так, Алексей Гаршин, заместитель главы Качканарского городского округа (классического моногорода, строившегося в свое время для обслуживания горно-обогатительного комбината), предложил обсудить на уровне российского правительства идею создания в таких муниципалитетах особых экономических зон.
Возможно, эту инициативу не следует использовать как некое универсальное спасительное средство, но в целом ряде территорий она, по мнению собравшихся, вполне могла бы уже за короткое время принести плоды. Ведь ни для кого не секрет, что десятки заводов региона зарегистрированы в столице, что напрямую влияет на объем поступлений в местный бюджет. Ко всему, и владельцы этих предприятий в подавляющем большинстве живут не в уральской богом забытой глубинке. А будь хозяин поближе к городу, где расположен завод, глядишь, и проникся бы проблемами, которыми живут рабочие.
Как отметил директор Центра инновационно-инвестиционного развития территорий Института экономики УрО РАН Владимир Бочко, необходимо внимательно, практически под лупой исследовать внутренние ресурсы монопоселений - трудовые, инвестиционные, и это обеспечит положительный результат.
Участники обсуждения решили направить рекомендации "круглого стола" в правительство области и Минрегионразвития России. Ибо четкая, продуманная программа действий моногородам нужна даже не сегодня - они остро нуждались в ней еще вчера.
Плачевный опыт зависимости муниципального образования от благополучия одного производства есть у многих городов Югры. Жителям Нягани, например, памятны события конца 90-х годов, когда остановилось градообразующее предприятие и большинству горожан перестали выплачивать зарплату.
В числе моногородов, которые могут войти в федеральную программу, обозначены 16 югорских муниципалитетов. Большая часть их них зависима от нефтяной отрасли, один (Излучинск) - от энергетической и еще три - вотчина лесной промышленности.
Губернатор Югры Александр Филипенко на первом в текущем году заседании правительства вернулся к вопросу формирования целевой программы по решению проблем моногородов. Однако разработка стратегии - дело серьезное и длительное. Комплексные планы необходимо успеть принять до 1 апреля, только в этом случае можно претендовать на федеральную поддержку.
По мнению югорских властей, диверсификация местной экономики может идти лишь по пути развития высоких технологий: из-за сложных климатических условий в регионе трудно найти альтернативу традиционному ТЭК. В частности, кластерообразующим для нескольких других производств может стать предприятие, занимающееся производством кварцевого концентрата, крупных инвесторов для которого недавно нашло руководство округа.
- Для Югры развитие кварцевого производства - не только дополнительные рабочие места и около 1,5 миллиарда рублей в окружной бюджет, - отмечает зампред окружного правительства Кирилл Морозов. - В этом случае сразу два муниципальных образования получают большой потенциал. Это Березовский район, на территории которого находится участок в Усть-Пуйве, где проходит первая стадия обогащения кварцевой руды, и Нягань - один из моногородов Югры. Оба муниципалитета остро нуждаются в диверсификации экономики, чтобы превратиться в развивающиеся и перспективные территории.
Подготовил Владимир Ламин