11.02.2010 00:55
    Поделиться

    Специалисты: В ближайшие годы Уфа задохнется в пробках

    Инфраструктура Уфы явно отстает от потребности мегаполиса

    Движение в Уфе напрямую зависит от состояния магистралей и разработки новой транспортной схемы

    Инфраструктура Уфы явно отстает от потребности мегаполиса.

    Точечный удар

    Для обсуждения дорожной проблемы за "круглым столом" в "Российской газете" собрались начальник УГИБДД МВД по РБ Динар Гильмутдинов, депутат Госсобрания - Курултая РБ Дмитрий Купцов, заместитель начальника Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Уфы Игорь Трухневич и директор УПАТ-3 ГУП "Башавтотранс" Александр Черноусов.

    Российская газета: За последние несколько лет в Уфе построено пять транспортных развязок, реконструированы несколько магистралей с дополнительными парковками, "карманами" для стоянки автомобилей. Но автостоянок катастрофически не хватает. Почему?

    Динар Гильмутдинов: Сегодня на каждую тысячу уфимцев приходится не менее 300 автомобилей, с учетом приезжающих в город. Причем частного транспорта в городе 82 процента, а государственного -18. Но дело не в том, что машин много, скорее места мало.

    Дмитрий Купцов: В европейских городах под стоянки отведено до 25 процентов территории, в Москве - всего 9. По Уфе явно меньше. В середине прошлого века, когда город активно застраивали, проектировщики рассчитывали, что будет 60 машин на тысячу горожан и предусмотрели для них места. Но это резервное пространство поглотила точечная застройка. И сегодня рядом с новостройками уже нет так называемых резидентных парковок - для жителей. Машины рядом с домом ставят от силы 70 процентов уфимцев.

    Игорь Трухневич: На месте многих гаражных кооперативов тоже появились новые дома. На замену им необходимо развивать сеть многоэтажных паркингов, подземных стоянок в строящихся микрорайонах. Для этой цели отведено 39 участков: 17 - в южной части города и 22 - в северной.

    Гильмутдинов: По ГОСТу принимать дома (в том числе элитные) в эксплуатацию положено при наличии парковки, но в Уфе зачастую это требование нарушается. А там, где есть возможность расширить проезжую часть, это не делается. Яркий пример - улица Энтузиастов, где с трудом разъезжаются две машины. Вместо того чтобы расширить ее, возвели еще один дом. Повлиять на ситуацию мы не можем, представителей ГИБДД давно исключили из состава комиссии по приемке.

    Дело принципа

    РГ: Основная магистраль для общественного транспорта в Уфе - это проспект Октября. Пробки там образуются моментально, стоит столкнуться двум автомобилям, да и движение плотное. Можно ли рассредоточить транспортные потоки?

    Александр Черноусов: В городе стало слишком много общественного транспорта. К остановкам подъехать невозможно. Изза заторов только в январе в нашем УПАП-3 сорвано 1200 рейсов.

    Потоки должны распределяться разумно. Транспортная схема Уфы не менялась десятилетиями. Между тем в "Башавтотрансе" выработан вариант новой схемы, которая наполовину разгрузит проспект Октября. Городу нужен один основной маршрут, по которому автобусы будут ходить с интервалом 30-40 секунд. Остальные маршруты - во все районы и микрорайоны - должны быть подвозными. "Длинные плечи" надо отдать большим автобусам, а на "коротких" - занять остальных. Но надо, чтобы город принял такое решение.

    Гильмутдинов: Мы следим за ситуацией на дорогах благодаря системе "Безопасный город". Она стала бы намного эффективнее, если бы движение регулировалось при помощи современной автоматизированной системы управления транспортом (АСУТ), а не силами сотрудников ГИБДД. Существующую с 1984 года АСУТ необходимо заменить на более современную, но это пока невозможно из-за отсутствия финансирования. В определенной степени пропускную способность автодорог может увеличить разрешение правого поворота на значимых перекрестках и организация круговых развязок.

    Трухневич: В этом году правый поворот будет разрешен на 11 приоритетных перекрестах - и в центре, и в Сипайлово. Реконструкция одного перекрестка с учетом переноса сетей коммуникации обойдется городскому бюджету в 2,5-3 миллиона рублей.

    Рубль как регулятор

    РГ: Еще один аспект проблемы - поведение людей. Вспомните, как в декабрьские морозы опустели улицы и дворы. Железным "коням" нашлось место в гаражах и паркингах. Чуть потеплело - вернулись назад. Машины подолгу стоят где угодно. Как заставить автовладельцев считаться со всеми остальными горожанами?

    Гильмутдинов: Еще недавно люди неделями держали свои машины около аэропорта. Но стоило сделать стоянку платной, как там установился порядок.

    Купцов: Горсовету следует запретить ставить автомобили в зоне отвода дорог. Это мешает чистить проезжую часть. Хозяева сутками не приходят за машинами, а когда их вывозят эвакуаторами, подают иски.

    Трухневич: Вот свежий пример. Во время снегопада в начале января мы с помощью эвакуаторов поднимали машины, переставляли их на чистое место, и так смогли убрать снег. А в результате получили 12 исков от автовладельцев.

    Купцов: Еще одна проблема - автохлам, которого много в Уфе. Мы приняли соответствующий закон, в котором заложена новая норма: за непринятие мер по вывозу автоутиля на должностных лиц накладывается штраф выше, чем на автовладельцев.

    Гильмутдинов: Порой очень трудно установить, кому принадлежит брошенная техника. Хотя закон и разрешает списать бесхозный транспорт через год, мы первые ржавые мотоциклы списали только через десять лет, потому что мог объявиться хозяин и подать иск за незаконную утилизацию.

    Гордиев узел

    РГ: Безопасность на дороге подразумевает подобающее качество дорожного полотна и нормальное содержание дорог. Каково наказание для тех, кто не следит за своим участком дороги, оставляет открытыми люки? Изза этого ведь происходит немало аварий.

    Гильмутдинов: За прошлый год сотрудники ГИБДД выдали более шести тысяч предписаний дорожного надзора на устранение выявленных недостатков, составили около 700 протоколов за невыполнение предписаний и более 500 - за нарушение правил ремонта и содержания автодорог, сооружений на них. В органы исполнительной власти направлено более 1000 уведомлений и предложений по организации дорожного движения, содержанию дорог.

    Сейчас у нас одно средство наказания - административное. Если учесть, что дорожники строят дороги на миллиарды, то для них штраф в 20 тысяч рублей - пустяк. Вот когда ГИБДД отдадут право вести дознание по ДТП и передавать материалы в суд, тогда дело сдвинется с мертвой точки.

    Безопасностью дорожного движения занимаются шесть ведомств, но общей координации нет. Правильно говорят депутаты: нужен единый орган, который будет заниматься всем комплексом вопросов, объединит все функции. Мы с 1998 года бились за создание Центра организации дорожного движения и в прошлом году наконец его создали. Пока там работает четыре человека.

    Купцов: Я не специалист по дорожному покрытию, но когда говорят, что шипованная резина портит асфальт, я отвечаю, что зубная щетка портит зубы. Целые колеи, выбитые машинами на проспекте Салавата, - это колеса виноваты или строители? Я беседовал с директором Октябрьского завода биотекстиля. Он рассказал, что в рекламных целях его завод сделал полуторакилометровый участок дороги с добавлением своей продукции. За несколько лет ей ничего не сделалось. Мы умеем делать хорошие дороги, но не делаем. Может, это невыгодно?

    Гильмутдинов: Вот в Финляндии и Норвегии люди без шипов вообще не ездят, а дорогам ничего не делается. У нас же, во-первых, на трассу выезжают фуры по 50 - 60 тонн, когда положено не более 20-ти. Вовторых, дорожное покрытие у нас иного качества. Недавно в Москву приезжали шведы, сняли на МКАДе куски дорожного полотна и после экспертизы выяснили, что сделано оно по технологиям 30-х годов прошлого века. Проблема требует срочного решения.

    Проекты

    1. По мнению экспертов, сипайловское направление разгрузится после того, как проспект Салавата Юлаева продлят от улицы Менделеева до Сельско-Богородской. В 2010 году этот проект, предусматривающий три транспортные развязки, будет готов.

    2. Есть два варианта реконструкции улицы Зорге. Согласно первому, после переноса трамвайных путей в сторону домов на нечетной стороне проезжая часть расширится. По второму: при сохранении трамвайных путей проезд расширится с нечетной стороны улицы, по каждой стороне дороги будет одностороннее движение. Окончательное решение еще не принято.

    3. По генплану в Уфе будут построены многоуровневые транспортные развязки. В частности, улица имени города Галле станет магистралью непрерывного движения от проектируемого мостового перехода через Белую с выходом на Зорге. Улицу Галле, а также проспект Октября и улицу Комсомольскую пересечет эстакадная часть магистрали с четырьмя полосами движения в надземной части.

    4. Концепция развития транспортной инфраструктуры Уфы до 2020 года предусматривает реконструкцию самых загруженных дорог. Путепроводы и тоннели, развязки и мосты должны появиться в самых "болевых точках" столицы.

    Цифра

    1286 тысяч единиц транспортных средств имеется сегодня в Башкирии. По данным УГИБДД МВД по РБ.

    Поделиться