Какие изменения принесет в нашу повседневную жизнь заключение таможенного соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Россией? Об этом обозреватель "РГ" беседует с Главным государственным санитарным врачом РФ академиком РАМН Геннадием Онищенко.
Российская газета: Геннадий Григорьевич! Чем вызвано принятие соглашения?
Геннадий Онищенко: Необходимость такого союза продиктована важными объективными обстоятельствами. У нас же не только общие границы. Тесно переплетены экономики наших стран. А за двадцать последних лет на путях движения товаров возникли таможенные санитарные барьеры, которые серьезно тормозят продвижение жизненно необходимых товаров. Далее так продолжаться не может. Это наносит ущерб и потребителям, и развитию экономики в этих странах. Кроме того, нам необходимы совместные действия по охране наших государств от завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
РГ: А раньше разве не было совместных действий, скажем, в борьбе с инфекциями?
Онищенко: Так нельзя говорить. Ранее были подписаны соглашения о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств, соглашения о взаимодействии по гигиенической оценке потенциально опасной импортируемой продукции. Это позволило выйти на более высокий уровень наших отношений. Окончательная же цель создаваемого союза - интеграция трех наших стран во Всемирную торговую организацию, объединяющую многие развитые экономики.
РГ: Какие конкретные дела и меры последуют за этим соглашением?
Онищенко: Прежде всего нужно гармонизировать единые требования к качеству и безопасности товаров, пищевых продуктов, дет ского питания, игрушек, парфюмерно-косметической продукции. То есть всего, от чего зависит наше здоровье.
РГ: А сейчас для белорусов и казахов действуют иные нормативы безопасности, нежели для россиян? Разве я не могу воспользоваться, скажем, молоком или колбасой, произведенными в Белоруссии?
Онищенко: За время раздельного проживания мы достаточно серьезно разошлись в оценках безопасности тех или иных видов продукции. Хотя основные параметры, которые определят эту безопасность, остались незыблемыми. Но у нас должны быть единые подходы в оценках жизненно важных показателей.
РГ: Как это выглядит на практике?
Онищенко: Санитарные границы нашей страны передвинутся на западе от Смоленска до Бреста, на юге от Оренбурга до Памира. И наши коллеги, принимая решение о допуске на территорию государств той или иной продукции, тех или иных товаров, будут нести ответственность, в том числе и за здоровье граждан России. Поэтому наши требования должны быть одинаковыми и самое главное - эффективными. Это означает, что исследования безопасности товаров, грузов, людей, транспортных средств, пересекающих внешнюю границу нашего союза, должны контролироваться по единым правилам и методикам. Результаты этих работ должны признаваться всеми участниками таможенного союза. В случае возникновения массовых инфекционных заболеваний в силу будут вступать согласованные меры предупреждения опасных для здоровья человека болезней.
РГ: Тем более что сегодня не исключена возможность умышленного завоза инфекции?
Онищенко: У преднамеренного распространения заболеваний есть свое название - терроризм. Это применение биологических агентов, химических и радиоактивных веществ. И тут мы должны действовать как единая служба, оснащенная всем необходимым и работающая по единым правилам.
РГ: Соглашения о тройственном союзе входят в силу в середине года. Но для того чтобы оно с ходу начало действовать, нужны и специальные лаборатории, и оснащение, а главное - кадры. Они есть или их сейчас спешно готовят?
Онищенко: К счастью, мы не начинаем с чистого листа. Наши страны создали систему подготовки кадров для такой работы. Однако дополнительное обучение в современных условиях, конечно, требуется. И это предусмотрено и в России, и в Белоруссии, и в Казахстане. Предстоит также оптимизировать работу по производству, хранению и реализации товаров на территории наших стран.
РГ: В России с этим разве нет проблем? Достаточно посмотреть, чем торгуют в ларьках, да и в самых дорогих магазинах. Ведь не все товары надежного качества.
Онищенко: Согласен. Принятые в нашей стране законы существенно ограничили контрольные полномочия надзорных органов. И нам нужно перестроить свою работу так, чтобы в условиях резкого уменьшения количества проверок обеспечить неотвратимость наказания за нарушения единых санитарных норм.
РГ: Для того чтобы соглашение начало действовать, необходимо полное взаимопонимание. Вы и ваши коллеги из Белоруссии и Казахстана к этому готовы?
Онищенко: Мы вместе работали и на стадии подготовки документов нового таможенного соглашения, подписанного главами правительств наших стран, вместе мы и сейчас. А реализация его, к которой сейчас приступили, требует повседневного взаимодействия.