Вчера вступило в силу постановление правительства, сокращающее сферу обязательной сертификации с 87 до 44%.
С принятием этого давно назревшего решения на свет вылезли традиционные "страшилки" в духе: теперь-то все точно поголовно перетравятся. Паника поднимается преимущественно представителями органов по сертификации. Какие расчеты стоят за этой популистской риторикой (и стоят ли вообще?), до конца неясно. Осуществленный нашим институтом анализ информации о количестве выявленных нарушений по отдельным группам продукции, уже переведенных с обязательной сертификации на декларирование, подтвердил: риски, связанные с возможным ущербом, не выросли.
Не только Минэкономразвития России, но и Роспотребнадзор считают санитарно-эпидемиологическую экспертизу достаточной для обеспечения безопасности пищевых продуктов. Да и сколько можно упираться, если сам президент на недавнем заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию констатировал: "Сегодня большинство сертификационных центров - это в основном фиктивные конторы".
Думаю, не нужно объяснять, как относится к избыточной обязательной сертификации бизнес. Для предпринимателей снятие сертификационного барьера - однозначное облегчение. Но вот все ли его почувствуют - вопрос. Во-первых, если схема декларирования предполагает участие третьей стороны, придется привлекать те же испытательные лаборатории (исключение - пищевка и парфюмерия, для которых доказательным материалом является санитарно-эпидемиологическое заключение). Во-вторых, органам по сертификации все-таки сохранили бизнес - они регистрируют декларации. Причем вместо уведомительного порядка де-факто введен разрешительный, поскольку юридическую силу приобретает только зарегистрированная декларация о соответствии.
О размерах изымаемой у производителей ренты красноречиво говорят цифры: на обязательную сертификацию пищевых продуктов в 2004 году потрачено 6,6 млрд рублей. К сожалению, достоверные данные за более поздние периоды отсутствуют, однако даже простейший учет инфляции выводит на оценку в 12,3 млрд в 2009 году (при предположении, что аппетиты органов по сертификации за это время не выросли, довольно малореалистичном, принимая во внимание их рыночную власть).
В итоге налицо тот редкий случай, когда государство и бизнес оказались солидарны в вопросе снятия неоправданных ограничений входа на рынок. А что же потребитель? Ведь, кажется, именно о его благе пекутся сторонники "жестких форм регулирования", его именем прикрываются, вводя очередной административный барьер. Проблема имеет два измерения. Первое связано непосредственно с безопасностью. Но на ней отмена обязательной сертификации сколь-нибудь значимо не отразится. Основным фильтром были и органы санитарно-эпидемиологического контроля. К слову, именно результаты этих экспертиз и служили основой для выдачи сертификата, которая зачастую не сопровождалась дополнительными испытаниями. Так что фактически удалось отказаться от избыточной процедуры, затраты на которую составляют до 3-3,5% совокупных издержек предприятий, или 10-15% собственных инвестиционных ресурсов. Узнать, что продукция безопасна, потребитель сможет из декларации, предъявления которой он вправе требовать от продавца. Кроме того, уход от избыточных дорыночных форм оценки соответствия позволит перенести акцент на контроль на стадии обращения.
Второй аспект связан с доведением до потребителя достоверной информации о товарах. Как сигналы о качестве обязательные сертификаты соответствия себя дискредитировали. Сегодня они лишь мешают развитию систем добровольной сертификации, в том числе формируемых саморегулируемыми организациями, включая сертификацию не только продукции, но и технологических процессов, систем качества и производства по международным стандартам. У предпринимателей на это просто не хватает денег.
В соответствии с проводимой президентом политикой сокращение сферы обязательной сертификации будет продолжено. Уже в нынешнем году минэкономразвития ставит задачу довести долю продукции, на которую оформляется декларация, до 64%.