Если бы в 1998 году КАМАЗ серьезно не переболел, то нынешняя экономическая лихорадка, охватившая весь мир, могла бы стать для предприятия последней. К счастью, кризис десятилетней давности позволил автогиганту выработать иммунитет, который помог удержаться на плаву и даже с перспективой смотреть в будущее. Таково заключение главы Набережных Челнов Ильдара Халикова.
Кстати, именно он был одним из тех, кому в 98-м доверили вырулить с КАМАЗом из кризиса. Тогда нынешний градоначальник работал финансовым директором градообразующего предприятия. Когда история повторилась, Ильдар Халиков первым делом вспомнил все, что тогда предпринимала команда менеджеров. Это позволило не опустить руки, а, напротив, крепко сжать кулаки и начать незамедлительно действовать.
Российская газета: Ильдар Шафкатович, каково состояние "больного" на сегодняшний день? Пойдут ли Набережные Челны на поправку?
Ильдар Халиков: Вы правильно сравнили город с больным человеком. Именно так себя автоград и чувствует. В декабре 2008 года был страх, что на этот раз инфекция поразила нас настолько глубоко, что шансов на выживание практически не было, но время показало - организм оказался крепче, чем мы думали, и кризис, говоря языком докторов, миновал. Даже хирургического вмешательства не потребовалось. Однако сегодня город нуждается в серьезной реабилитации. Мы не можем ждать, восстанавливаться необходимо в кратчайшие сроки. Своими силами нам не справиться, на это уйдет много времени. Если же мы получим серьезную поддержку от государства, то уже в ближайшие два-три года город пойдет на поправку.
РГ: Чему научил кризис 98-го? Какие рецепты прошлых лет вы использовали на этот раз?
Халиков: Руководители предприятий вывели правило - нельзя ждать, необходимо быстро принимать меры. Да, бывает больно: это приводит к резкому росту числа безработных. В нашем случае за полгода армия безработных пополнилась с трех с половиной тысяч до шестнадцати. Но именно эта мера позволяет сохранить само предприятие и основной костяк коллектива. Еще события десятилетней давности научили, что нельзя медлить с антикризисными программами и их реализацией. Чем быстрее будет найден выход, тем раньше удастся встать с колен. К примеру, КАМАЗ в октябре 2008 года утвердил антикризисный план, а уже к середине 2009-го его выполнил: из 24 тысяч машин, проданных в прошлом году, больше половины разошлись по крупным покупателям и специальным программам.
Чтобы снять социальную напряженность на рынке труда, мы одними из первых развернули общественные работы. Пусть временный, но все-таки выход.
РГ: А серьезный курс реабилитации для города уже назначен?
Халиков: На днях мы представили в правительстве России комплексный инвестиционный план модернизации экономики города. Это действительно курс реабилитации, в котором крайне нуждается автоград на начальном этапе. Данная программа рассчитана до 2012 года. Мы определили шесть основных направлений: это развитие градообразующего предприятия, государственно-частного партнерства, малого и среднего бизнеса, социальной инфраструктуры, снижение напряженности на рынке труда и реформирование ЖКХ.
Набережные Челны - это КАМАЗ. И как бы и кто бы не пытался представить город отдельно от предприятия, не выйдет. Автогигант - градообразующее предприятие, сегодня на заводе работает четверть всего населения города, на долю КАМАЗа приходится свыше 70 процентов в общем объеме промышленной продукции Набережных Челнов. Поэтому наша первоочередная задача - сохранить свыше 46 тысяч рабочих мест на заводе и наладить выпуск такой продукции, которая была бы вне конкуренции на рынке грузовых автомобилей. Понимаю, что задача не из легких. Но у КАМАЗа готовы инвестиционные проекты, способные реализовать столь амбициозные планы. Речь, в частности, идет о выпуске большегрузов с двигателем "Евро-4" и создании современного производства сельскохозяйственной и строительной техники CNH-KAMAZ. Кстати, в последнем случае мы можем создать еще 620 рабочих мест.
Второе важное направление - развитие государственно-частного партнерства. Нам необходимо создавать новые крупные предприятия, которые бы могли наравне с КАМАЗом составлять основу экономики города. И здесь не нужно изобретать велосипед. Так сложилось, что исторически Набережные Челны не только город автомобилестроителей, но в первую очередь - строителей. Ведь город вырос в чистом поле. И КАМАЗ, и Нижнекамская ГЭС - это дело рук челнинцев. К счастью, мы не растеряли свой кадровый потенциал. Сегодня пришло время большого строительства.
Мы сильны и в сельском хозяйстве, и в переработке сельхозпродукции. Еще в советские годы в пригороде Набережных Челнов создавали такие колхозы, где применялись самые современные технологии. Поэтому огромный опыт, накопленный годами, сейчас мог бы сослужить нам хорошую службу.
Инвесторы готовы вложить деньги в новые проекты, связанные со строительством, сельским хозяйством и переработкой. В перспективе в Набережных Челнах как минимум должны появиться индустриальный парк строительных технологий, еще одна птицефабрика и вторая очередь крупнейшего в регионе свинокомплекса. Для горожан это около восьми тысяч новых рабочих мест. Осуществить эти планы в короткое время возможно лишь при весьма небольшой поддержке государства: инвесторы просят лишь помочь им с дорогами и коммуникациями.
РГ: Перспектива получить место только через два года вряд ли в данный момент порадует безработных челнинцев. Им есть на что надеяться именно сегодня?
Халиков: Согласен, людям нужна работа сегодня, а точнее нужна была еще вчера. В минувшем году спасительной соломинкой для нас явилась программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства. И речь идет не только об отремонтированных фасадах и подъездах. Хотя это тоже очень важно. Мы говорим о том, что капитальный ремонт жилья позволил нам привлечь к работе пять тысяч человек. Сегодня очень важно сохранить этот проект еще как минимум на три года, чтобы все челнинцы, задействованные в работе, не пополнили и без того огромную армию безработных.
Кроме того, мы намерены и дальше участвовать в национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". И здесь опять можно убить двух зайцев - обеспечить бесквартирных горожан жильем, а на строительстве занять 20 тысяч человек.
Пусть немного, всего 50, рабочих мест появится уже в ближайшее время на предприятии по утилизации старых автомобилей. Как известно, Татарстан вошел в число пилотных регионов, где будет реализована эта программа, мы одними из первых начнем принимать авто-хлам. Надеюсь, это предприятие будет жить долгие годы и даже расширится. Для города это очень важно - вот так за короткое время обеспечить челнинцев рабочими местами.
Прийти на выручку нам может малый и средний бизнес. Все, кто выразит желание открыть свое дело или расширить существующие производства, могут рассчитывать на помощь городских властей.
Обратите внимание, в Набережных Челнах очень активно развивается рынок услуг - бытовых, транспортных, образовательных, спортивных и многих других. Люди ищут, где найти себе применение, быть полезными и при этом еще и заработать.
Я горжусь челнинцами. Это люди, закаленные не одним кризисом, они не жалуются, а действуют. Но оставлять их один на один с проблемами государство не должно. Мы как минимум обязаны предложить инициативным горожанам свою поддержку, подсказать им, с чего начать и как все быстро оформить.
РГ: Вы первые в России дали путевку в жизнь индустриальному парку, известному как КИП "Мастер". Поддерживаете ли вы этот проект сегодня?
Халиков: Удивительно, КИП "Мастер" - это фактически два-три крупных завода, которые появились при якорном предприятии КАМАЗ за счет активности людей. Только представьте, объем производства предприятий парка составляет более четырех с половиной миллиардов рублей. И что немаловажно, это самоокупаемый проект, потому что только за счет налогов все вложения государства могут вернуться за три года. Мы представили в правительство России программу поддержки парка, чтобы создать еще как минимум около одной тысячи рабочих мест.
РГ: Ильдар Шафкатович, скажите, пожалуйста, какие средства необходимы для реализации комплексного инвестиционного плана модернизации экономики города?
Халиков: Он оценивается почти в 100 миллиардов рублей, из которых 30 мы рассчитываем получить из федерального бюджета. Остальные деньги - это средства инвесторов, города и республики.
Конечно, сумма колоссальная. И я прекрасно понимаю, что на всю Россию для поддержки моногородов будет выделено только 20 миллиардов рублей. Но ведь есть еще программы различных министерств, участвовать в которых нам никто не запрещал.
В любом случае все наши планы будут реализованы. Это лишь вопрос времени. Только при поддержке государства нам удастся выйти из штопора быстрее.
РГ: Какие сложности могут возникнуть при утверждении данного плана?
Халиков: Только организационно-технические. Дело в том, что подобный проект реализуется в России впервые, и каких-то регламентирующих документов просто нет. Надо отдать должное тому, что все министерства, к которым мы обращались, не бюрократизировали процесс, а напротив, старались всячески помогать: подсказывали, какие программы действуют, какие средства и из каких источников можно получить, а также как правильно оформить заявку на получение денег.