27.02.2010 00:00
    Поделиться

    Доминик Жамбон о жизни на своей "второй родине"

    Доминик Жамбон, с 2005 года занимающий пост директора Французского культурного центра в Москве, давно влюблен в Россию. Сегодня, когда начинается год Франции в России и России во Франции, г-н Жамбон с нежностью, хотя и не без критики, рассказывает о жизни на своей "второй родине". Представляем вашему вниманию интервью.

    Как началась Ваша "русская жизнь"?

    Будучи директором театра во Франции, я всегда испытывал какую-то тягу к России; к тому же у меня здесь много друзей. Когда мне представилась возможность стать директором Французского культурного центра в Москве, я ни минуты не колебался. Начиная с 1990-х годов, я регулярно приезжал в Россию и принимал у себя в театре, в частности, труппы Петра Фоменко и Льва Додина, спектакли которых приводили нашу публику в восторг.

    Вы переехали сюда в 2000-е годы. Россия быстро меняется...

    Именно это и делает ее столь интересной! Меня завораживает способность наших здешних коллег создавать какие-то проекты зачастую в крайней спешке, приспосабливаться к обстоятельствам и быстро на них реагировать. Французское общество, которое, порой, бывает несколько заторможенным, может извлечь из этого ряд уроков. Что меняется - так это мощный московский мегаполис, с присущими ему достоинствами, энергией, открытостью, но и с его недостатками, с пошлостью, характеризующей богатство, которое в свое время слишком легко досталось некой микроскопической части общества. Поразительно также, что здесь существуют крупные региональные столицы, такие как Пермь, где ведется большая работа в культурной сфере.

    Что Вы скажете о тандеме Путин - Медведев?

    Как директор Французского культурного центра я, разумеется, должен быть осторожным в оценках, и не мне давать комментарии по поводу политической ситуации. Вместе с моей российской командой - совершенно, кстати, замечательной - мы приглашаем интеллектуалов и людей искусства, чтобы попытаться сформулировать вопросы к новому, формирующемуся веку, не забывая при этом, что прошлое столетие в России больше, чем где бы то ни было, оплачено кровью. И я постоянно вспоминаю писателя и поэта Варлама Шаламова... К счастью, сейчас времена более спокойные, и, как и в других странах, люди в России думают о жизни, о любви, о друзьях и используют те блага, которые долгое время были недоступны. Остается лишь пожелать, чтобы россияне вновь почувствовали вкус к спору, интерес к политике в благородном смысле слова, то есть в том, что касается участия в управлении государством.

    Модернизация России происходит за счет переустройства российского общества на западный манер или идет каким-то своим особым путем?

    Это старый спор, который всегда имел место в российской истории! Я не уверен, что он столь же актуален в эпоху глобализации: это было хорошо заметно во время кризиса. И потом, попытка Запада в 90-е годы прийти в Россию со своей готовой моделью, чтобы сделать из этой страны площадку для своих игр, провалилась. Если Россия решит свои организационные вопросы, избавится от некоторых старых демонов, - у нее будут все предпосылки для того, чтобы найти свой собственный путь.

    Каким обещает быть год Франции в России и России во Франции?

    Этот совместный год начинается в теплой и доверительной атмосфере, мы чувствуем, что находимся среди друзей, что мы уважаем и знаем друг друга. Год будет весьма насыщенным,- ведь намечается более 400 мероприятий, и не только в культурной сфере. Из крупных событий можно назвать выставку Пикассо в Музее имени Пушкина, выставку "Святая Русь" в Лувре, гастроли "Комеди Франсез"... Важно дать артистам и художникам возможность встретиться друг с другом, стать участниками того свободного движения искусства, которое характерно для сегодняшней Европы.
     
    Как Вы охарактеризуете образ России, сложившийся во Франции?

    На уровне СМИ он очень часто карикатурен, журналисты зачастую воспроизводят ряд каких-то чудовищных штампов. На самом деле, создается впечатление, что нынешнюю Россию абсолютно не знают, не представляют, как она развивается и насколько она сложна. Это немного ленивое восприятие. Но когда завязываются настоящие отношения - в результате путешествий, культурных обменов, в процессе дружеского общения, при котором преодолеваются существующие стереотипы, - образ страны меняется. В этом, в частности, состоит цель года "Франция - Россия", и это предмет наших постоянных усилий здесь, в России.

    Также доступна французская версия статьи.

    Поделиться