28.02.2010 23:19
    Поделиться

    На российский экран выходит фильм Тима Бертона "Алиса в стране чудес"

    Тим Бертон и Джонни Депп о новой версии знаменитой сказки

    Алиса выросла и опять попала в переделку. Когда ей стукнуло 19, молодой балбес лорд Аскотт попросил ее руки. Вместо того, чтобы дать положительный ответ, Алиса прыгнула в кроличью нору и... Дальнейшие события сказки Кэрролла мы знаем все, но в этом фильме даже и текст другой.

    Фильм "Алиса в стране чудес", который снял Тим Бертон ( "Битлджус", "Эдвард руки-ножницы", "Сонная лощина", "Суинни Тодд") сродни галлюцинациям: так вольно искривляется пространство, так естественны невозможные персонажи, так солнечны тени и тревожен свет. Это - царство фантазии без ограничения координат, без слова "нельзя", даже без законов природы. Картина Бертона - произведение вполне самостоятельное и может по праву считаться заключительной частью трилогии, где две первые части - "Алиса в стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" принадлежат Кэрроллу, а последняя - творческому коллективу фильма, перечислить всех членов которого нет возможности, ибо число их зашкаливает за сотню. 
    Каждый внес лепту в то, что 158-миллионная 3-D-картина смотрится захватывающе. Но, конечно, солистами в этом хоре были режиссер Тим Бертон и актер Джонни Депп, сыгравший Безумного Шляпочника.

    Путем сложных переговоров  мне удалось договориться о встрече с обоими после просмотра фильма в легендарном кинотеатре "Эль-Капитан". Этот кинотеатр называют жемчужиной бульвара Голливуд - здесь состоялась премьера первого звукового фильма в истории кино. Антураж: ар-деко, узорные потолки, два занавеса, тапер перед сеансом - почувствуйте атмосферу! Собеседники: Бертон, талантливо изображающий всех персонажей всех его фильмов одновременно, и Депп в скрученной козырьком назад бейсбольной шапке - весь как бы не от мира сего.

    Российская газета: Я бы хотела сначала спросить о фильме у Тима...

    Тим Бертон (ехидно): Конечно, у меня, у кого же еще. Он-то (кивок в сторону Деппа) вообще понятия не имеет , о чем мы говорим. (Депп невозмутим)

    РГ: Так о чем мы говорим?

    Бертон: Мы говорим о том, что я прочел "Алису", когда мне было восемь лет . А потом на протяжении долгой жизни пересмотрел все экранизации, включая мультипликационные, и ни одна из них мне не понравилась. Везде Алиса была какой-то глуповатой девочкой, без всякой видимой цели мечущейся между бесчисленным множеством второстепенных сумасшедших персонажей. Я никак не мог установить эмоциональную связь между собой и этой героиней. Притом я отчетливо понимал, что "Алиса" - гениальная книга. Если бы она была написана сегодня, у нее был бы ничуть не меньший успех, чем, скажем, у Гарри Поттера. Надо было лишь вытащить эту современность, эту близость сегодняшнему зрителю. Когда Линда Вулвертон дала мне свой сценарий, я увидел в нем нестандартную Алису, и за эту идею ухватился. Моей главной задачей стало приземлить образ героини, сделать его более реальным. Не девочка и, тем более, не девица, витающая в облаках, а волевая, готовая постоять за себя личность. И все остальные персонажи тоже - пусть экстравагантные, но живые, пусть фантастичные, но очень прочно стоящие на земле.

    Джонни Депп (выходя из глубокой задумчивости): Да-да! Мой герой - Безумный Шляпник - наверное, самый странный изо всех. Тим раскопал, что в викторианской Англии шляпники действительно часто сходили с ума. Они в производстве дамских пышных шляп использовали клей, основанный на ртутных солях - и травились ртутными парами. Это отравление приводило к безумию и ранней смерти.

    РГ: Джонни, в вашей карьере выстраивается уже целый рад экранизаций фантастики XIX века. "Волшебная страна", "Спящая лощина", теперь вот - "Алиса".

    Кадр из фильма.Депп: Ну мне еще осталось сыграть Поедателя Гашиша, и тогда жизнь, можно сказать, будет прожита не зря. А серьезно: я обожаю литературу XIX века - эти миры, созданные фантазиями Кэрролла и Эдгара По, Шарлем Бодлером. Вы открываете эти книги, открываете "Цветы зла" - и не верите, что это было написано полторы сотни лет назад. Это - сегодня! Мне очень нравится то, что насочиняли эти парни. Они замечательно умели преображать мир. А какими шифровальщиками они были! За каждым гротеском спрятано что-то совсем конкретное, совсем бытовое. Вот маленький пример. Еще не зная, что мне придется играть у Тима, я перечитал "Алису в Зазеркалье", просто снял с полки и перечитал для удовольствия. И, перечитывая, спотыкался о вопросы, на которые нет ответа, на странные заявления, лишенные, казалось, смысла.  Один из них: "Я начинаю расследовать существительные, начинающиеся с буквы "М".  Что за бред? Оказалось, что за этой буквой спрятано слово "Mercury” - "Ртуть", которое и стало фундаментом для образа Шляпника.
     
    РГ: Это уже седьмая лента, которую вы делаете вместе с Бертоном. Чем для вас привлекательна работа с ним?

    Бертон (мрачно): Он не может рассказывать об этом в моем присутствии. Я должен либо выйти, либо закрыть уши (не делает, впрочем, ни того, ни другого).

    Депп: Я скажу честно: если бы Тим пригласил меня сыграть Алису, то я бы сыграл Алису, потому что Бертон знает, что он хочет от актера, и уже внутри этого знания дает ему свободу. Но он угадал, что я больше всего хотел бы сыграть Шляпника - это единственный настоящий друг Алисы - и дал мне этот образ.

    Бертон: Я предложил роли только трем актерам: Деппу, Хелене Бонем Картер, которая играет Червонную Королеву и Мие Васиковской - роль Алисы. Остальные просились сами. Когда мне позвонила Энн Хэтуэй, я по правде говоря, был обескуражен. "Дневники принцессы", все такое... сейчас попросит роль Алисы... Но она попросила роль Белой Королевы и прекрасно с ней справилась. Вместо насквозь положительной полуфеи она играет избыточную слащавость с весьма темным внутренним миром. Такая, знаете ли, Грета Гарбо, которую только что выгнали из высшего общества, и ей хочется показать, что на самом деле она - демократка. То же самое Хелена Бонем Картер - ее Королева отнюдь не стопроцентная негодяйка, ее просто гротескно съедает власть.

    РГ: Тим, вас называют последним сюрреалистом, последним представителем готической субкультуры, Диснеем эпохи мрака. Тогда почему - Алиса: детская светлая книжка?

    Бертон: Во-первых, все эти характеристики - чушь. Никакой я не последний сюрреалист, я просто последний ребенок маленького сонного городка Бурбанк, наблюдающий, как твой городок безвозвратно поглощается огромным рычащим чудищем - Лос-Анджелесом. Вот отсюда - все мои картины. И Алиса тоже - это грань между тихим бессобытийным мирком и страшным, но загадочным и завораживающим миром. В нашем фильме выясняется, что Алиса по детскости своей  недослышала, недопоняла даже, куда она попала в самый первый раз. Ей послышалось "Страна чудес" ("Wonderland”), а она попала в "Подземелье" ("Underland”) - ведь королевство Червонной Королевы находится под ее склепом. Так что я не отошел от своих любимых мест действия. И финал - мой. Это когда Алиса возвращается в свой мир. В этом мире прошла лишь одна секунда - а вернулась уже совсем другая Алиса. Это не викторианская девушка, чьим пределом мечтаний было счастливое замужество, это - личность, это - характер, который объединяет фантазию с жесткой трезвостью, это...

    РГ: Это Мэри Шелли, которая не только написала "Франкенштейна", но была и сильным, как сейчас сказали бы, политологом. Так?

    Бертон: Да, именно.

    РГ: Раз уж мы заговорили о бертониане, о любимых местах действия, о предпочтительных героях Тима, то я бы хотела спросить у Джонни, какой из них больше всего нравится ему.

    Депп: Эдвард руки-ножницы - мой абсолютный чемпион. Его обожают мои дети и при этом, видя уже в который раз, все-таки как-то, знаете, теряются. Вроде, с одной стороны, ежедневный отец, со всеми вытекающими отсюда бытовыми подробностями типа: "А ты чистил зубы перед сном?!", а с другой - абсолютно нереальный трогательный герой, который просто просится для нежности и ласки.

    На этом мы закончили нашу беседу.

    У "Алисы" - сложное будущее. Студия решила начать продажу DVD уже через три месяца после премьеры - вместо обычных 17 недель. Решение вызвало ярость кинопрокатчиков. Они опасаются, что зритель предпочтет дешево покупать или брать напрокат DVD, чем тратиться на поход в кинотеатр. Несколько сетей кинотеатров в Великобритании и Италии объявили фильму бойкот. Жаль будет, если студия и прокатчики не найдут общий язык: для Бертона этот фильм - знаковый.

    А Джонни Депп -  уже в новом проекте. Вместе с Анжелиной Джоли он снимается в картине с названием "Турист". Но об этой работе он пока говорить не хочет - рано.

    Поделиться