Новости

04.03.2010 00:18
Рубрика: Культура

Чумовой фестиваль

В Ханты-Мансийске определились хозяева "Тайги"

Ранней весной кинематографисты улетают на Север.

Там, в Ханты-Мансийске, 4 марта завершился Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня", который продлился одну неделю. При этом самые именитые кинодеятели почтили его своим присутствием: Петр Тодоровский, Павел Чухрай, Игорь Клебанов, Александр Митта, Станислав Говорухин, Ренат Давлетьяров, Анна Михалкова и другие.

Основные призы фестиваля называются "Тайга". Есть "Золотая тайга", "Серебряная…" , "Бронзовая…". Хотя именно тут, было бы логично вручать "Медведей", потому что медведь в здешних краях считается священным животным и настоящим хозяином тайги. Но - увы - призы  в виде медведей уже вручает Берлинале. Хотя то, что на Закрытие "Духа огня" приехали со своим фильмом "Как я провел этим летом" триумфаторы Берлинского кинофестиваля этого года, режиссер Алексей Попогребский, актер Сергей Пускепалис и продюсер Роман Борисевич - не случайно. Есть в этом какой-то знак, тем более, что в свое время Попогребского заметили и отметили именно на этом фестивале. Более того, на церемонию закрытия пришли только-только прилетевшие из Ванкувера олимпийцы-биатлонисты, которые родом из здешних краев. По популярности у местного населения они могли соперничать с кинозвездами.

Правда, самый первый приз, врученный на "Духе огня" все же был сделан в виде небольшого медведя. Назывался он "Синемания 2010" и его получил 7-Б класс средней школы № 1 Ханты-Мансийска. Дело в том, что большая часть фестивальной программы показывалась в Центре искусств для одаренных детей Севера. И дети именно этого класса были наиболее активны во время кинопросмотров.

Всего же, судя по цифрам, творения кинематографистов из 17 стран - 122 картины - за дни работы фестиваля посмотрели 18 тысяч человек. Если учесть, что население Ханты-Мансийска сегодня составляет 70 тысяч, то можно произвести нехитрые подсчеты и сделать выводы.

В этом году кинофестиваль был посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Зрители увидели лучшие картины на военную тематику - как старые, так и современные. Гильдия кинокритиков вручила приз "За лучший фильм о Великой Отечественной войне", снятый в 21 веке.  Их выбор пал на картину Александра Рогожкина "Кукушка". Вилле Хаапсало и Виктор Бычков - актеры, сыгравшие в ней главные роли - получали награду на сцене.

- Я не был на той войне. Мне всего 55 лет, - сказал Виктор Бычков. - Но мой маленький сын Добрыня знает войну именно по этому фильму.

Еще один приз Гильдии кинокритиков "Слон" получила канадская картина, представленная на международном конкурсе фестиваля, "Троцкий". Хотелось бы, чтобы этот добрый, тонкий и остроумный фильм увидел российский зритель. Но как сложится - не знает никто. Пока что продюсер "Троцкого" везет фильм на очередной фестиваль  - "Трайбека" в Нью-Йорке. Будем надеяться, что там он получит не менее высокую награду.

Приз имени оператора Павла Лебешева "За лучшую операторскую работу в дебютном фильме" получил Илья Мелихов в насыщенной клиповой манере снявший картину "О, счастливчик!".

Два приза имени Александра Абдулова - статуэтки, изображающие актера, были вручены за лучшую мужскую и женскую роль. Естественно, тоже за дебюты. Соответственно, награды получили Полина Плучек за фильм "Волчок" (режиссер Василий Сигарев, получая приз, сказал, что "Волчок" уже был отмечен на различных кииносмотрах многократно, но вот Полина приз еще не получала) и Леонид Бичевин за работу в картине "Рябиновый вальс".

Эта же картина - "Рябиновый вальс" - трогательная мелодраматичная современная работа о войне режиссеров Алены Семеновой и Александра Смирнова получила "Золотую тайгу" конкурса "Российские дебюты 2009" в категории "Приз зрительских симпатий" (денежный эквивалент 300 тысяч рублей). В нынешнем году таких призов было три. "Серебряная Тайга" - 200 тысяч рублей была присуждена картине "Видримасгор или История моего космоса" (режиссер Яна Поляруш). А "Бронзовая…" - 100 тысяч дебютанту Борису Грачевскому и его фильму "Крыша".

Специальный приз жюри получил еще один современный фильм о Великой Отечественной "День зверя" (режиссер Михаил Коновальчук). Помимо режиссера и исполнителя главной роли Ивана Коновальчука, на фестсивль приехал представлять картину ее продюсер Владимир Малышев, он же ректор ВГИКа.

- Я продюсировал множество художественных и документальных фильмов. Но только теперь понял, что нужно продюсировать дебюты, - сказал Владимир Сергеевич.

В международном конкурсе фестиваля "Хозяевами "Тайги" стали: "Золотой" - российско-итальянская картина  "Десять зим" (режиссер Валерио Мьели), "Серебряной" -  греческий фильм "Академия Платона" (режиссер Филиппос Цитос). И "Бронзовой" - вьетнамский "По течению" (Буй Тхак Тьюэн).

...Многие современные здания в Ханты-Мансийске, следуя вековой традиции, до сих пор строятся в форме чума. Это и аэропорт, и гостиницы, и торговые центры. Такая форма конуса, пирамиды несет в себе особую энергетику. Одно из объяснений - пирамида способствует росту, в том числе и духовному. А это важно, как  для дебютантов, так и для мэтров. И не только в кинематографе. 

прямая речь

Поднять культуру дебюта

Сергей Соловьев, народный артист России, кинорежиссер, президент фестиваля "Дух огня": У меня отношения к дебюту - сверхсерьезное. Потому что я оканчивал ВГИК в тот момент, когда первые картины молодых авторов были просто фантастические. "Иваново детство", например, дебютная картина Андрея Тарковского. И он ее к нам привозил, после того, как в Венеции получил "Золотого льва". Дебютная работа Элема Климова, которую он нам показал "Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен". Картина "Крылья" Ларисы Шепитько, которую она делала вместе с Ирой Поволоцкой - одна из лучших, которые я видел в жизни. И это - тоже дебют.

Как мне кажется, одна из задач фестиваля - способствовать повышению культуры дебюта. Но то, что фильмы не дотягивают до этого - все-таки является следствием абсолютно неправильного государственного заказа. Все хотят, чтобы молодые снимали какое-то немыслимое кассовое кино, которое принесет много денег продюсерам и прокатчикам. И что-то отмусолят самим дебютантам. А тогда существовала колоссальная индустрия в кинематографии. Когда каждый мог найти в кинематографе то, что ищет. И не было такой касты, которая ходит смотреть спецэффекты и есть попкорн. Поэтому для того, чтобы появились подлинные дебюты высокого уровня, нужно изменение социального климата в кинематографе. Не может весь русский кинематограф быть развлечением для богатеньких детей.

Павел Чухрай, кинорежиссер: Вопрос "А нужны ли фестивали?" для меня риторический. Привлечение и сосредоточения внимания к определенным картинам - необходимо. Есть некое культурное пространство, которое без фестивалей живет хуже. Можно говорить или нет об упадке кино, но без создания культурного обмена процесс ухудшается еще более. Я считаю фестивали за благо. Потому что коммерческие картины на киносмотры подобного рода не попадают. Здесь все же попытка привлечь внимание зрителя к фильмам что-то из себя представляющим в художественном смысле. А то, что это фестиваль дебютов еще важнее. На протяжении нескольких лет Министерство культуры и еще ряд инстанций давали деньги именно на создание дебютов. И у нас появилось целое поколение режиссеров - тех, кто сегодня реально создает основную продукцию и нашего телевидения, и кинематографа. Сейчас любят ностальгически сравнивать с годами советского времени. Но я вас уверяю, что ни в 70-е ни в 80-е годы такого количества молодых режиссеров не имели возможности снимать. Они до седых волос могли ходить в должности  вторых режиссеров и  ассистентов, пока получали постановку. При этом теряли лучшие  свои годы.

Да, всем сейчас трудно - время такое. Проблемы с прокатом. Разве сейчас мои картины будут прокатывать, как американские? Но даже в такое время что-то делается для дебютантов - и это важно. Сюда приезжают режиссеры, которые присматриваются к молодым актерам. Продюсеры оценивают работы начинающих режиссеров. Вот я посмотрел вчера картины и получил представление, что происходит сегодня в кино.  Я мог бы эти фильмы посмотреть и дома на компьютере. Но я приезжаю, знакомлюсь… Прямое общение  очень много мне дает.

И, кроме обмена мыслями и идеями, на фестивале между молодыми есть еще и соперничество, что тоже очень важно в этом возрасте. Когда они смотрят картины друг друга, один думает: "Я продался, позволил продюсерам надавить на меня и изменить конец, а вот другой этого не сделал. И я смотрю, и мне завидно, и  стыдно". И это нормальные взаимоотношения художников. Стимул в творчестве  - это тоже очень важно.