Новости

12.03.2010 00:20
Рубрика: Общество

Держать глубину

Подводники чтут умелых и решительных командиров

Из 33 лет, отданных подводному флоту, более четверти века он прослужил в одном гарнизоне. Западная Лица, избранная местом базирования первых атомоходов, стала колыбелью его командирского таланта, свидетелем ярких побед и непростых поворотов судьбы.

Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Евгений Дмитриевич Чернов сегодня отовсюду принимает поздравления с 80-летием, но друзьям-сослуживцам по Западной Лице рад как самым дорогим гостям. А они непременно придут, заверил меня капитан I ранга Юрий Зеленский. И вместе с поздравлениями, разговорами о наболевшем непременно вспомнят о службе в Заполярье, о рискованных подледных переходах с Кольского полуострова на Камчатку и о том, как в августе 1985 года впервые в мире погрузились на тысячу метров.

Командиром экипажа единственной в своем роде глубоководной К-278 был тогда Юрий Зеленский, ответственным сдатчиком - инженер Севмаша Владимир Чувакин (два года назад его, увы, не стало), а старшим на борту - командующий первой флотилией АПЛ Северного флота вице-адмирал Евгений Чернов.

Чудом сохранившаяся магнитофонная запись и совсем не флотская лексика передает неординарность момента: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно! - на импровизированном митинге в центральном посту вырвалось тогда у Чернова. - Боевая атомная подводная лодка свободно и уверенно идет на глубине тысяча метров...".

...Тот рекордный прыжок в гидрокосмос так и остался непревзойденным достижением советского подплава. Моряки-североморцы показали не только возможности отечественного судостроения, но и продемонстрировали большие тактические преимущества глубоководных кораблей. Однако героями подводники не стали, а их подлодку три года спустя постигла трагичная участь. Единственный в своем роде глубоководный боевой корабль уйдет в последнее, не контролируемое погружение, чтобы навсегда остаться на дне Норвежского моря, недалеко от того места, где он погружался на 1000 метров и благополучно всплывал.

Те, кто помнит эту трагедию, унесшую жизни 42 подводников-североморцев, помнят и название корабля - "Комсомолец".

А те, кто строил его, испытывал и ходил с экипажем на 1000 метров, знают его под другим, теперь уже не секретным шифром - "Плавник".

Двадцать лет, прошедшие после гибели уникального корабля, вице-адмирал Чернов не уставал доказывать, что сложную боевую технику должны эксплуатировать только хорошо обученные и получившие допуск к самостоятельному управлению специалисты-подводники. А те военачальники, которые дают добро на выход в море, должны нести персональную ответственность за свои решения и не допускать преступных компромиссов с совестью, когда на кону жизнь и безопасность людей. На почве таких исканий, поддержанных в том числе и "Российской газетой", Евгений Дмитриевич нажил немало высокопоставленных оппонентов среди тех, кто сора из избы выносить не хотел. Публичная полемика, включая разбирательства в судах, здоровья, конечно, не прибавила. Но от своей правды Чернов не отступился. И это лишь возвысило его в глазах настоящих друзей и соратников, готовых, как и он сам, "служить флоту до деревянного бушлата".

"Российская газета" присоединяется к их поздравлениям и выражает надежду, что профессионализм, твердость убеждений и гражданская позиция нужны российскому ВМФ для возрождения ничуть не меньше, чем новые корабли.

Общество История
Добавьте RG.RU 
в избранные источники