Екатеринбургскому театру юного зрителя - 80 лет.
На театральном пространстве России этот театр был и остается одним из знаковых. Он никогда не робел и допускал на своей сцене бурную режиссерскую импровизацию, которая впоследствии заполняла страницы истории сначала советского, а потом и российского театра. Череду легендарных спектаклей "Иуда Искариот", "Человек рассеянный", "Каштанка" недавно пополнили "Мы, герои" Лагарса, поставленные французским режиссером Рансийяком. В общем, театр по-прежнему на пике современности, даром что возраст уже почтенный.
О секрете вечно юного театра "РГ" рассказал новый главный режиссер театра Евгений Зимин:
- К юбилею мы готовим премьеру "Бонжур, месье Перро" - фантазию Нонны Слепаковой по сказкам Шарля Перро, где лихо закручена интрига и перемешано несколько сказок. Известные персонажи - Кот в сапогах, Золушка и Спящая Красавица - совершают необычные поступки и говорят стихами. В этой истории много поэзии и одновременно поднимаются серьезные философские проблемы (как и в любой хорошей сказке), в частности, о верности себе, которую не уничтожить никаким огню, воде и медным трубам. Анатолий Шубин сделал волшебные декорации - целую Вселенную Перро...
Российская газета: Эта пьеса написана в 1982 году. Не устарела ли она?
Евгений Зимин: Когда я на нее наткнулся, то даже удивился, насколько добротно сделан этот драматургический материал, и главное - для детей. Сейчас бесконечно сложно найти нормальную детскую пьесу...
РГ: Современные драматурги ленятся работать для детей?
Зимин: Да как-то не стремятся. В советское время драматурги писали хорошие пьесы, но закладывали в них такое мощное социальное начало, что сегодня их ставить просто нельзя. Слишком много идеологии: принц там сражается со злой королевой против эксплуатации гномов...
В драматургии для взрослых всегда есть стратегический запас - классика, а для детей такого нет. Существует много замечательных детских книжек, "Волшебник Изумрудного города" или "Белоснежка", но нормальных инсценировок нет. Вот, к примеру, Николай Носов сочинил выдающиеся книги про Незнайку - и написал по ним три пьесы, которые, увы, лишены озорства и юмора, присущих его прозе.
РГ: Но и постановщики не особенно рвутся работать для детей. На взгляд большинства режиссеров, эффектнее самовыразиться в "Вишневом саде", чем в "Белоснежке".
Зимин: Ставить детский спектакль раза в три тяжелее, чем спектакль взрослый. Во взрослом спектакле режиссер может спрятаться за непонятные символы, чтобы зритель недоумевал и считал, что так и надо. В детском театре такой номер не пройдет. Нужно не только завоевать доверие зрителя, нужно его удержать, а это ох как непросто.
РГ: Зачем же вы выбрали такую непростую профессию?
Зимин: Еще в детстве я знал, что непременно буду режиссером. И этому есть доказательство-артефакт - программка, написанная мной собственноручно в шесть лет по всем канонам: "Театр имени Евгения Юрьевича Зимина" представляет... Спектакль по Маршаку я поставил с набором солдатиков, причем в этой труппе у меня были свои фавориты - актеры...
РГ: И все же чем вас привлекает именно детский театр?
Зимин: ТЮЗ меньше загнан в рамки академизма, в этом театре можно сделать все, потому что актер ТЮЗа по своей природе синтетический и универсальный: утром он играет Колобка, а вечером - Гамлета. Немногие на это способны, артист академического театра с колоннами Гамлета-то потянет, а вот Колобка - еще вопрос.
Мой выбор в пользу театра для детей - это определенная философия. Чтобы ставить спектакли для детей, нужно быть юным в душе. Это ценнейшее качество можно сохранить одним-единственным способом - общаясь с маленьким зрителем.