Поделиться

    Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает строгий контроль соблюдения ее требований

    В основе успешной реализации Конвенции о запрещении химического оружия лежит строжайший международный контроль соблюдения ее требований.

    Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее - Конвенция о запрещении химического оружия, или КЗХО) после одобрения ее проекта в декабре 1992 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН была открыта для подписания на церемонии в Париже 13 января 1993 года. Четыре года спустя, 29 апреля 1997 года, после того как было набрано необходимое количество ратификаций, Конвенция вступила в силу.

    Конвенция - это учет и контроль

    Конвенция о запрещении химического оружия - поистине уникальный документ. Это первый в истории многосторонний международный договор, который не только запрещает целый класс оружия массового уничтожения, но и предусматривает строгий международный контроль и проверку хода его уничтожения. Контроль применяется в равной мере ко всем государствам - участникам Конвенции. Контролю подлежат не только само химическое оружие и бывшие объекты по его производству, но и химические производства таких химикатов, которые потенциально могут послужить сырьем для изготовления химоружия.

    Для практической реализации целей Конвенции, по решению ее участников, была создана Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО), призванная стать инструментом реализации этого уникального международного договора на практике. За прошедшие годы ее состав расширился до 188 государств.

    С момента создания ОЗХО в лице своего постоянно действующего органа - Технического секретариата (ТС) - успешно выполняет главную задачу - осуществляет контроль за соблюдением запрета химического оружия, ликвидацией его запасов, за ходом уничтожения или конверсии бывших объектов по его производству, а также за деятельностью объектов химической промышленности в соответствии с положениями Конвенции. Главным инструментом контроля является инспекционная деятельность. Ее осуществляют два подразделения Технического секретариата - Отдел проверки и Инспекторат. Отдел проверки занимается подготовкой, планированием и анализом результатов инспекций, непосредственно же инспекции проводит Инспекторат. Текст Конвенции содержит специальное приложение по проверке, в котором детально регламентируются порядок и процедуры проверок в зависимости от типа объекта и типа инспекции.

    Масштабы инспекционной деятельности ТС ОЗХО впечатляют. По данным этой организации, с момента вступления Конвенции в силу по 31 января 2010 года ОЗХО провела на территории 81 государства - участника Конвенции 3 964 инспекции, в том числе 2 212 инспекций на объектах, связанных с химическим оружием. Из 227 объявленных объектов, связанных с химическим оружием, было проинспектировано 195. За это же время было проведено 1 752 инспекции на промышленных объектах. Из 5 511 объявленных в соответствии с Конвенцией промышленных объектов было проинспектировано 1 103. Общее же число промышленных объектов в мире, подлежащих инспекции, составляет 4 997. К настоящему моменту годовой объем инспекционной деятельности достиг 25 тысяч инспекторо-дней, то есть 380 инспекций в год.

    Кто вы, господин инспектор?

    Инспекции осуществляются инспекционными группами. Все инспекторы являются гражданами государств, подписавших и ратифицировавших Конвенцию. Это квалифицированные специалисты разных стран в вопросах боеприпасов, технологий химических производств, химического анализа, имеющие достаточную подготовку в области химического оружия и его уничтожения. Всем государствам-участникам заблаговременно направляются для согласования списки инспекторов, предлагаемых в качестве кандидатов для проведения инспекций на их территории. Инспекторам, чьи кандидатуры согласованы, выдаются многократные въездные/выездные визы на срок не менее 2 лет.

    На период инспекции инспекторы пользуются дипломатической неприкосновенностью согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. В равной степени это относится к жилым и служебным помещениям, занимаемым инспекционной группой, их документации и корреспонденции. Инспекционная группа имеет от имени ОЗХО специальный, утвержденный Генеральным директором ТС ОЗХО "Мандат на инспекцию", в котором содержатся подробные указания по целям и задачам конкретной инспекции. Численность и состав инспекционной группы может меняться в зависимости от типа инспектируемого объекта и вида инспекции и составляет от 2 до 10 и более человек.

    В каждой стране, где проводятся инспекции, для них имеются специально выделенные пункты въезда. Они назначаются таким образом, чтобы инспекционная группа могла достичь любого инспектируемого места не более чем через 24 часа после своего прибытия в пункт въезда. Для проведения инспекций используется специальное инспекционное оборудование. Перечень инспекционного оборудования рассматривается и утверждается Конференцией государств-участников. Несмотря на это, инспектируемое государство имеет право в присутствии членов инспекционной группы досматривать оборудование в пункте въезда и проверять его соответствие утвержденному перечню для данной конкретной инспекции, а в отдельных случаях - запретить использование того или иного устройства, если считает, что оно не соответствует целям инспекции или не имеет удовлетворительной сопроводительной документации, или его использование не согласовано с инспектируемым государством-участником. По итогам досмотра составляется и соответствующий акт, который утверждается руководителем группы сопровождения.

    Согласно Конвенции инспектируемое государство-участник предоставляет инспекционной группе средства связи, услуги переводчиков, транспорт, рабочие помещения, жилье, питание и медицинское обслуживание. Если инспекция осуществляется в соответствии со Статьей VI Конвенции (химические промышленные объекты), то все эти расходы по окончании инспекции возмещаются ТС ОЗХО. При инспекциях объектов, связанных с химическим оружием (Статьи IV и V Конвенции), расходы по проверке покрываются инспектируемым государством-участником, за исключением услуг переводчиков и медицинского обслуживания.

    Россия и ОЗХО

    Внешнеполитическое взаимодействие с ОЗХО осуществляет Министерство иностранных дел Российской Федерации через Постоянное представительство РФ в ОЗХО, которое возложено на посольство России в Королевстве Нидерландов. Непосредственно координацию работы представительства в этой области осуществляет Департамент по вопросам безопасности и разоружения МИД России, возглавляемый А.И. Антоновым.

    При выполнении своих конвенционных обязательств Россия активно сотрудничает с Техсекретариатом ОЗХО. Организатором этой работы является российский национальный орган по выполнению Конвенции - Минпромторг России в лице Департамента реализации конвенционных обязательств во главе с его директором Виктором Холстовым. Департамент на регулярной основе предоставляет в ТС ОЗХО всю предусмотренную Конвенцией информацию. Национальным органом также осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению на территории России деятельности ОЗХО по проверке при безусловном соблюдении наших национальных интересов, в том числе при осуществлении систематических инспекций российских объектов по хранению химоружия, бывших объектов по его производству, постоянного наблюдения за уничтожением химического оружия на объектах по его уничтожению в пос. Марадыковский Кировской области, в пос. Леонидовка Пензенской области и г. Щучье Курганской области.

    В этих целях национальным органом формируются группы сопровождения, которые оказывают содействие и помощь инспекционным группам ТС ОЗХО в организации и осуществлении инспекционной деятельности и сопровождают эти группы в течение всего периода инспекции. В состав групп сопровождения включаются сотрудники Департамента реализации конвенционных обязательств Минпромторга России, офицеры управления обеспечения мер по выполнению Конвенции Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, а также сотрудники предприятия, которое в соответствии с государственным контрактом с Минпромторгом России оказывает соответствующие услуги по специальному сопровождению инспекций ТС ОЗХО. Состав групп сопровождения утверждается приказом Минпромторга России. Руководитель группы сопровождения на период инспекции является официальным представителем российской стороны.

    Инспекционная группа имеет право на беспрепятственный доступ к месту инспекции. В зависимости от типа объекта и целей инспекции инспекционной группой на объекте может производиться выборочный контроль или полный пересчет хранимых химических боеприпасов, их маркировка в интересах последующего контроля содержащихся в них ОВ перед уничтожением. Инспекторы имеют право опрашивать любой персонал объекта в присутствии российских представителей, а также запрашивать сведения, которые необходимы для проведения инспекции, делать фотоснимки, осуществлять отбор необходимых проб и производить их анализ на месте с использованием утвержденного оборудования.

    По завершении инспекции инспекционная группа передает представителям российской стороны в письменном виде свои предварительные выводы, а не позднее чем через 30 дней после завершения инспекции оформляет их в качестве окончательного доклада на имя генерального директора Технического секретариата. За весь период действия Конвенции в России побывало более 445 (на конец января 2010 года) инспекционных групп ТС ОЗХО с целью проверки объявленных в рамках Конвенции объектов, при этом одновременно на территории России находилось до 5-6 инспекционных групп. Регулярно проводятся инспекции для проверки уничтожения бывших объектов по производству химического оружия или конверсионной деятельности на них, а также объектов химической промышленности. Кроме того, за указанный период было проинспектировано более 45 объектов гражданской химической промышленности.

    Особое внимание в работе с ОЗХО уделяется вопросу снижения затрат при реализации положений Конвенции, поскольку ежегодные затраты России на международный контроль составляют в настоящее время около 3,0 млн евро. Экономия средств обеспечивается за счет оптимизации методов международной проверки уничтожения химического оружия и использования технических средств мониторинга. Продолжается практика проведения последовательных инспекций и применение так называемого "кустового" принципа (касается бывших объектов по производству химического оружия), когда за один приезд инспекционная группа ОЗХО проверяет несколько объектов. Это позволяет уменьшить количество инспекционных групп ТС ОЗХО и, соответственно, снизить затраты.

    Таким образом, уровень сотрудничества России с ОЗХО можно оценить как достаточно высокий, что, несомненно, является одним из важнейших факторов для выполнения нашей страной своих конвенционных обязательств.

    Поделиться