От того, насколько твердой будет закупочная цена на молоко, зависит будущее производителей молока и, в конечном счете, продовольственная безопасность страны. О том, как идет процесс формирования этой цены, наш корреспондент беседовал с председателем правления Национального союза производителей молока Андреем Даниленко.
- Ценовое соглашение между Национальным союзом производителей молока ("Союзмолоко") и Молочным союзом России, который представляет интересы переработчиков, в последний момент было решено не подписывать. Его заменили другим соглашением. В чем причина такой замены?
- Основной причиной было то, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) засомневалась в том, что соглашение между двумя союзами, объединяющими более 20 процентов рынка, может быть воспринято как определенного рода ценовой сговор. Мы решили заменить его соглашением вертикальным, где каждый из участников, который его подпишет в отдельности, не занимает больше 20 процентов рынка. Ведь у нас даже самые крупные переработчики "Вимм-Билль-Данн" и "Юнимилк" по отдельности не занимают больше 20 процентов рынка. У ФАС по этому документу не возникло никаких возражений. Плюс, как выяснилось, абсолютного единства среди переработчиков тоже в этом вопросе не было. Поэтому решили, что проще и правильнее объединить в рамках соглашения единомышленников, то есть тех, кто действительно считает, что нам нужно стабилизировать ценовую политику на внутреннем рынке. Судя по первым результатам, большинство участников рынка все-таки согласно с концепцией нашего соглашения и считают, что есть необходимость в том, чтобы стабилизировать ценовую политику в молочной отрасли.
- Какие цифры фигурируют в этом документе?
- Там есть три ключевых компонента. Первый - это формула расчета цены, которая учитывает себестоимость, качество, коэффициент сезонности и другие важные параметры. Второй компонент - это определение, что, по расчетам Института экономики сельского хозяйства и "Союзмолока", минимальная базовая цена на сырое молоко должна быть 11 рублей за литр. Это не та цена, которая обеспечивает прибыльную деятельность, возможность брать кредиты и осуществлять новые проекты, это цена, при которой производство молока безубыточно. Естественно, что в каждом регионе есть свои особенности, и для кого-то 11 рублей - это очень хорошая цена, а для кого-то очень низкая, поэтому в любом случае на основании той формулы, которую мы предлагаем, каждый субъект может сделать свой перерасчет. В Центральном федеральном округе, Северо-Западном и в Дальневосточном традиционно цена существенно выше, поэтому соответственно минимальная базовая цена там будет выше. Мы даем рекомендацию, чтобы каждый субъект Федерации определял у себя в регионе свою минимальную закупочную цену. И третий компонент соглашения - государственные меры по защите внутреннего рынка. В первую очередь это совместное планирование объемов поставок из Белоруссии, это таможенно-тарифное регулирование поставок из дальнего зарубежья, жесткий контроль за исполнением технического регламента на молоко и молочную продукцию и стимулирование потребления молока и молочной продукции через социальную рекламу и другие социальные программы.
Пока мы не обеспечиваем себя полностью молоком и зависим от импорта. Доктрина продовольственной безопасности ставит задачу, чтобы мы хотя бы на 90% себя обеспечили молоком. Решить эту задачу можно в первую очередь за счет стимулирования внутреннего производства, а это возможно за счет создания стабильной цены, и чтобы не было демпинговой продукции, которая попадает на российский рынок.
- Сколько компаний уже подписало договор?
- Мы считаем, что к середине апреля документ подпишет более 50% производителей и переработчиков молочной отрасли, и мы сможем четко продемонстрировать то, что больше половины рынка поддерживает наше соглашение.
- В своих выступлениях вы часто упоминаете кооперативные заводы. Что это такое?
- В мире существует нормальная практика создания кооперативных заводов. Больше половины молочной продукции в мире производится кооперативами, которые создаются при стартовой финансовой поддержке государства в виде займов, субсидий, грантов. Первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Виктор Зубков заявил, что он считает необходимым, чтобы у крупных монополистов была конкуренция в лице кооперативных заводов, где все затраты и качество конечной продукции будут абсолютно прозрачными.
Сегодня переработчик жалуется на то, что продукция им самим слишком дорого обходится, мы жалуемся на заниженные закупочные цены, а когда возникнут заводы, где владельцы молочных ферм будут одновременно и владельцами перерабатывающих мощностей, то себестоимость станет прозрачной, и сразу всем участникам рынка будет видно, какова реальная затратная часть. Этот процесс уже начался, первый такой завод создается в Пензенской области, и на очереди несколько других регионов. Если мы хотим иметь сбалансированный рынок, то на нем должны присутствовать как частные заводы, так и кооперативные с государственной поддержкой. Кооперативный завод не может отказать своему члену в том, чтобы перерабатывать его молоко, он должен в конце года делиться прибылью со своими пайщиками.
- Не получится ли так, что в результате ценовых соглашений российское молоко станет дороже того, что предлагают соседи, и молочные реки потекут в нашу сторону?
- Когда мы говорим о минимальной цене 11 рублей за литр, а у нас в магазинах молоко стоит выше 30 рублей, то мы понимаем, что говорим о минимальной цене, которая не может повлиять на цену для конечного потребителя, потому что производитель молока получает существенно меньшую долю от конечной цены, чем он должен получать. Везде в мире производитель молока получает минимум 45-50 процентов от конечной цены. Мы по итогам 2009 года получили 32-33 процента, что, конечно же, неправильно с точки зрения распределения. Что же касается дешевого импорта - это уже вопрос госрегулирования. Мы должны понимать, что сегодня многие страны мира готовы нам за полцены отправлять молочную продукцию, но только до тех пор, пока у нас есть собственное производство, и им нужно бороться за наш рынок. Как только они почувствуют, что наше производство слишком слабо и мы не способны обеспечить себя, то их ценовая политика может резко измениться. Поэтому развитие отечественного производителя - это гарантия того, что не будет резкого роста цен.
- В прошлом году были приняты технические регламенты для молочной продукции, в соответствии с которыми восстановленное молоко может называться только "молочным напитком". Но в магазинах что-то не видно "молочных напитков". В чем причина?
- Ну, тут нужно сказать, что молочный напиток или, по сути, сухое молоко, в которое добавили воду и восстановили, - это продукт, который всегда использовали в нашей стране, но в первую очередь на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, в тех зонах, где нет собственного молочного животноводства или оно настолько ограничено, что невозможно обеспечить население свежей молочной продукцией. Поэтому восстановленного молока не должно быть в тех регионах, где в достаточном объеме производится свежее молоко. Что же касается "напитка", то зря люди боятся этого термина, потому что сухое молоко - это полезный продукт, он просто не обладает всеми качествами свежего молока, и употреблять его можно и нужно, Но, конечно же, нет стопроцентной гарантии, что все производители восстановленного молока не указывают его происхождение. Но в нашем соглашении есть положение о соблюдении техрегламента. Первое время переработчики просили, чтобы не слишком резко вводился этот регламент, чтобы у них было время перестроиться, заказать новую упаковку, перенастроить свои линии. Времени у них было более чем достаточно, а теперь должны быть жесткие проверки, которые должны привести к каким-то реальным последствиям для нарушителей регламентов.