Пять дней Симфонический оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым провели в регионах России, выступая в городах воинской славы по случаю грядущего 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. В пасхальный маршрут попали Ярославль, Воронеж, Краснодар, Кисловодск, Владикавказ и Волгоград.
Учитывая характер пасхального посвящения, программы регионального тура были выстроены на сочетании музыкальных "документов" времени - симфоний Шостаковича, собравшихся в мини-цикл (1-я прозвучала в Кисловодске, 4-я - в Краснодаре, 6-я - в Воронеже, 9-я в Волгограде), и сочинений русской классики - Глинки, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова. Включили в программу и опусы конца ХХ века: Концерт для фортепиано с оркестром Витольда Лютославского в Краснодаре, "Стихиру на Тысячелетие Крещения Руси" Родиона Щедрина, на исполнение которой в Ярославль прибыли композитор с великой супругой Майей Плисецкой. Здесь же, в Ярославле, Гергиева пригласили на "актуальную" стройку - первое в тысячелетней истории города здание музыкального театра, где маэстро давал советы мэру и строителям по будущей акустике.
Деловые разговоры руководителя Мариинки с главами городов и регионов не прекращались на протяжении всего маршрута, но атмосферу тура создавали в первую очередь концерты, на которые музыканты с инструментами в руках прибывали прямо из поезда - в режиме "с корабля на бал". В залах - аншлаги, при выходе на сцену Дениса Мацуева, исполняющего на нынешнем фестивале роль титульного солиста, - стадионные реакции. Пианист не оставался безучастным к поклонению: Третий фортепианный концерт Рахманинова, записанный с Гергиевым на лейбле "Мариинский", прозвучал и в Кисловодске, и в Волгограде как артефакт грандиозной рахманиновской фортепианной фактуры. Переведенный в увеличенные масштабы аккордовых пирамид, "пропеллерной" техники, накатов кантилены и неожиданного в таком контексте прозрачного хрустального пиано, в сочетании с пульсирующим энергией оркестром, этот брутальный концепт был рассчитан на фурор. И производил его.
В Кисловодске прозвучала Первая симфония Дмитрия Шостаковича, с именем которого оказалась связана подзабытая в России культурная история крупнейшей на территории Евразии Филармонии на Кавказских Минеральных Водах, отмечающей в этом году свое 115-летие. В ее старинном здании, появившемся на Кавказе практически одновременно с Большим залом Консерватории в Москве, бывали и Рахманинов, Скрябин, Собинов, Рихтер и многие другие. Гергиев в Кисловодске появился в третий раз, но впервые - с Мариинским оркестром. Теперь контакты Мариинки со старейшей филармонией должны наладиться. "Это наш Баден-Баден", - заметил вдохновившийся Гергиев. Еще бы - десять (!) концертных залов в пяти курортных городах, охваченных Филармонией, - возможность организовать практически любой проект на Кавказе.
Главный из них - Культурный центр на Тереке во Владикавказе, чей архитектурный проект недавно публично презентовали. В родном городе Гергиев появился не с оркестром, а с брасс-ансамблем Мариинского театра и Денисом Мацуевым. Вечерний концерт в республиканском Музыкальном театре собрал не просто аншлаг: зал буквально трещал по швам. Пришли все - от президента Северной Осетии Таймураза Мамсурова, правительства республики, всех Гергиевых до студентов училищ, забивших бурными стайками проходы и балконы. Атмосфера напоминала паломническую. По окончании программы - непроходимая толпа у артистической маэстро, разбавленная милицейскими фуражками, камерами, микрофонами. Директор Республиканского колледжа культуры Лариса Цекоева объяснила: "Концерт давно закончился, но народ не расходится. Нас переполняет чувство гордости, что он наш земляк. Каждый его шаг - это всегда весомо, масштабно, неожиданно. Мне кажется, он даже политику подтягивает: доказывает, что музыка, искусство - объединяет".
Завершавший Пасхальный тур концерт в Волгограде совпал с разразившейся трагедией под Смоленском. По погодным условиям из Волгограда не прибыл самолет, и в ожидании рейса все смотрели страшную хронику авиакатастрофы. А в Волгограде в фойе Концертного зала томилась публика, собравшаяся на дневной концерт. Не расходились. Через полтора часа на сцену вышел брасс и открыл программу "Рассветом на Москве-реке", а следом, прямо "с трапа на сцену" появились приземлившиеся наконец Гергиев и Мацуев, исполнившие Третий Рахманиновский. В программе прозвучала и загадочная Девятая симфония Шостаковича - "документ" Победы и времени, запечатлевший ликующий дух 1945 года и сарказм сталинской эпохи, продолжавшей расправляться даже с победителями в войне. И этот сарказм, желчь Шостаковича, разлитые в партитуре, выскочили у Гергиева из "теневой" части двоящейся смыслами симфонии Победы, если и сверкавшей, то не радостью, а возбужденными соло деревянных духовых. Публика подтекст считала точно. Обсуждение впечатлений продолжилось в кулуарах. Говорили о главном - как действительно сегодня не хватает опыта "высокого" переживания через классическую музыку и искусство. Без риторики: что конкретно делать? У Пасхального ответ был.