13.04.2010 23:48
    Поделиться

    В городах Юга России и Северного Кавказа растет число наемных управленцев

    На Юге России все большую популярность приобретает институт сити-менеджера - должностного лица, который нанимается муниципальными властями для работы руководителем городской администрации и выполнения текущих хозяйственных задач.

    Элистой отныне будет руководить тандем - мэр и сити-менеджер. На пост исполняющего обязанности главы администрации города претендует Ольга Умгаева, руководившая до этого отделением федерального казначейства.

    Таким образом, калмыцкая столица стала еще одним южнороссийским городом, доверившим управление муниципальными структурами - коммунальных и дорожных служб, школ и больниц - сити-менеджеру. Недавно избранному мэру города Вячеславу Намруеву остаются в основном только представительские функции.

    Пока Ольга Умгаева работает с приставкой "исполняющий обязанности". Окончательное утверждение в должности произойдет только через три недели, после рассмотрения досье всех кандидатов, желающих поруководить городом. Но очевидно, что к майскому голосованию она придет в роли фаворита.

    Традиционно сити-менеджеров называют еще и антикризисными управляющими - обычно их назначают в тех муниципалитетах, где остро стоят вопросы с наполнением бюджета или с неполадками в коммунальной сфере. Элисте обе эти проблемы знакомы: выполнение доходной части городского бюджета обычно проходит с большим трудом, а практически каждая зима в последние годы сопровождается конфликтами между тепло- и энергоснабжающими организациями из-за взаимных долгов.

    Главный плюс института сити-менеджеров - демонстрация прозрачной модели публичного управления муниципалитетом

    Естественно, что разбираться со всем этим непростым наследством предстоит новоиспеченному сити-менеджеру.

    Круг обязанностей, которые по уставу Элисты поручены управленцу по контракту, достаточно широк: подготовка прогнозов социально-экономического развития города, финансовое планирование, разработка и исполнение бюджета и городских целевых программ, контроль над финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных предприятий и учреждений, ценовая и тарифная политика, анализ налоговых доходов бюджета города. При этом число заместителей, с которыми Умгаева собирается делить ответственность за будущие успехи и неудачи, невелико: всего трое вместо обычных восьми.

    Институт наемных управленцев введен Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Первые сити-менеджеры в России появились летом 2005 года в Ставропольском крае. В трех городах Кавминвод управление городским хозяйством было возложено на специалистов, нанятых по контракту. В Лермонтове и Минеральных Водах такой схемой управления по-прежнему довольны, а вот в Пятигорске ее намерены поменять.

    - То, что сити-менеджер - человек, которого назначают, а не выбирают, по моему мнению, большое благо, - считает мэр Лермонтова Дмитрий Чайка. - Выборный мэр - это скорее политическая фигура. Мнение людей он воплощает в законы, которые и обязан исполнять сити-менеджер. Город можно сравнить с огромным предприятием - стратегию развития предприятия определяет учредитель, а реализует ее наемный директор.

    По мнению местных депутатов, двухуровневая схема укрепляет вертикаль власти и дает возможность лучше развивать политическую и законотворческую составляющие, обеспечивать бесперебойное функционирование городского хозяйства.

    Однако в Пятигорске подобная система дала сбой.

    - Мы столкнулись с непониманием и определенным неприятием этой структуры со стороны жителей Пятигорска, - рассказывает начальник правового управления администрации города Дмитрий Маркарян. - Предполагалось, что наличие профессионального хозяйственника, который трудится под началом мэра и думы, позволит оградить муниципалитет от управленческих ошибок избранного главы. Но жители города предпочитают "спрашивать за дела" именно с того человека, которого выбирали. Руководителя администрации они воспринимают просто как еще одного чиновника. В мировой практике работа сити-менеджера оценивается по целому ряду объективных показателей, таких как объем привлеченных инвестиций, увеличение количества рабочих мест, состояние ЖКХ. У нас другой менталитет. Поэтому всенародно избранный глава считается более весомой фигурой, способной решать многие вопросы гораздо эффективнее. К тому же инвесторы, как выяснилось, охотнее идут на переговоры с мэром, а не с руководителем администрации.

    Не понравилась пятигорчанам и система выборов мэра из числа депутатов. Поэтому депутаты планируют внести изменения в устав города, согласно которым вводятся прямые выборы главы города. Если гордума одобрит проект нового устава, очередной мэр Пятигорска будет единолично осуществлять руководство, а должность сити-менеджера отпадет за ненадобностью.

    Комментарий

    Александр Старостин, проректор Северо-Кавказской академии государственной службы, профессор, доктор политических наук:

    - Институт сити-менеджеров - своеобразный эксперимент, за которым стоит значительный опыт Западной Европы и США. Для нас же это пилотный проект, эффективность которого еще стоит оценить. Назначение такого рода управленцев предполагает наличие концепции государственных или муниципальных услуг и переход системы управления в "сервисный" режим.

    Главный плюс института сити-менеджеров - демонстрация прозрачной модели публичного управления муниципалитетом. Сити-менеджер, успешно отработавший свой контракт, на следующий срок может смело баллотироваться на должность главы администрации города и в свою очередь нанимать управленца.

    Для успешного функционирования института наемного управляющего необходимы три условия. Во-первых, готовность населения к внедрению такой новации. Во-вторых, наличие управленческой структуры - чиновничьего аппарата, технологий и связей. И в-третьих, наличие кандидатуры такого топ-менеджера. Его же, компетентного и независимого, еще найти надо. Но все же самое трудное - первое условие: как показывает практика, народ пока не подготовлен к изменениям и, к сожалению, неактивен.

    Поделиться