Такого в старушке Англии отродясь не было. Никогда в своей истории она не выводила своих политических "богатырей" на поле битвы один на один перед оком затаившего дыхание люда.
Но вот качнуло в сторону политической модернизации и закосневший в традициях Альбион. Всеобщие парламентские выборы, до которых осталось три недели, пройдут в Британии под знаком трехсерийного блокбастера - теледебатов лидеров трех ведущих политических партий. Каждый апрельский четверг, начиная со вчерашнего, миллионы британцев будут сопоставлять: кто из кандидатов, бьющихся за власть лучше. Пока страна пребывает на этот счет в полнейшем раздрае. Идущие в режиме нон-стоп многочисленные опросы общественного мнения не показывают сколько-нибудь существенного перевеса ни у одного из соперников.
Обнародованные предвыборные манифесты партий не внесли в головы избирателя ясности. Правящие уже 13 лет лейбористы обещали не повышать налоги. Но им не поверили - они так же обещали и на предыдущих выборах, но обманули. Оппозиционные консерваторы породили нечто крайне путаное типа ленинского "вся власть народу!". Мол, править будете вы, а не мы. И это вы будете увольнять с работы неугодных парламентариев и сами себе станете боссом. Британский избиратель задумался: а вы, уважаемые, тогда на что нам сдались? Либеральные демократы нарисовали фантастически прекрасное в своей утопичности общество, где бедных уважают, а богатых прижмут налогами. Электорат прослезился от умиления и сожаления, что денег на создание этой утопии в британской казне нет.
Знак ли это был с небес или совпадение, но в день первых в истории Альбиона теледебатов на головы политических лидеров обрушился пепел. Правда, на глаз незаметный, микрочастичный, но аэропорт в городе, где вершилось историческое телешоу, пришлось закрыть. Наряду с большинством других аэропортов Альбиона, на которые обрушились тучи пепла от извергающегося исландского вулкана.
Британский премьер Гордон Браун накануне теледебатов застенчиво признался, что не слишком силен по части "презентации политики". И что в этом смысле его предшественник Тони Блэр был куда сильнее. Сторонники лейбористов опасаются, что не страдающий особым красноречием, не слишком обаятельный и привлекательный внешне 59-летний Браун проиграет симпатяге и краснобаю Дэвиду Кэмерону, особенно в глазах молодого избирателя. Зато он сможет продемонстрировать в дебатах свой опыт матерого управленца и выставить своего консервативного соперника зеленым "стажером".
Лидер тори, аристократ по рождению и обладатель элитных дипломов, 43-летний Дэвид Кэмерон заметно нервничает. Но уже вовсю играет в "президента Обаму", молодого и сексапильного. Он появляется на публике в белой рубашке без галстука, с закатанными рукавами и угощает кофе следующих за ним по пятам репортеров. Его предвыборная риторика явно списана с речей лучших сынов Белого дома в Вашингтоне. Кстати, и Браун, и Кэмерон для подготовки к теледебатам наняли себе в качестве "тренеров" советников президента Обамы.
Что касается лидера либеральных демократов, 43-летнего выпускника престижного Кембриджа Ника Клегга, то хотя ставки его партии заметно пошли в гору, личной популярности у Ника практически нет.
По Альбиону ходят слухи, что в случае победы на выборах с минимальным перевесом Браун и Клегг могут слить свои партии в коалицию, чтобы отодвинуть от власти главного соперника - Кэмерона. И тогда править Британией будет кентавр по имени либлейб.
Впрочем, сейчас рано кому-либо раньше времени аплодировать. Публике, сидящей в студии, было также категорически запрещено поддерживать кого-либо из участников в ходе теледебатов. По двум причинам: рукоплескания отнимают время и могут оказать влияние на остальную, сидящую у экранов многомиллионную аудиторию, которая поневоле прислушается к тем, кому рукоплещут больше. Это уже совсем по-английски. Строго, сдержанно и со вкусом.