"Ура!" - заорала вся наша журналистская команда, когда вчера утром самолет "Аэрофлота" рейсом Каир - Москва оторвал шасси от взлетной полосы. Уже три дня, с 16 апреля, мы, группа из одиннадцати российских журналистов, пытались добраться из столицы Южной Кореи Сеула до Москвы.
Крик получился измученный, больше похожий на стон облегчения, потому что уже не первый раз за эти трое суток мы пробовали из разных уголков Земли улететь на Родину и уже выбились из сил, а главное - боялись вспугнуть счастье вернуться домой.
Новость об извержении вулкана в Исландии нас застала в Сеуле еще накануне вылета - 15 апреля. Никто не придал этому особого значения. Во-первых, комментаторы CNN говорили об этом бодро, чуть ли ни радостно. Во-вторых, где мы, а где этот подлый вулкан?
Через три часа лета из Сеула уже в Пекин, где у нас была плановая пересадка, мы сначала увидели на табло, что отменены рейсы на Лондон, Париж и другие европейские города. А через минут 15 в списке отмененных появилась и Москва. Возникли естественные вопросы: почему и когда полетим? Ответ на первый мы получили спустя несколько часов от друзей и родственников в Москве по телефонам. А от компании-перевозчика Air China ничего вразумительного так и не добились. При этом примерно полтора-два часа мы потратили на то, чтобы найти в международном аэропорту Пекина представителя компании. Представьте себе здание, которое своими "крыльями" размахнулось на несколько километров. Наша небольшая, но пока еще бодрая толпа мечется по бескрайнему аэропорту в поисках официального представителя Air China. По ходу к нам присоединяются еще несколько российских транзитников. В итоге мы находим представителя-перевозчика, который нам объявляет, что минимум до 26 апреля, то есть на десять дней, Москва закрыта. И все - сидите, ждите.
Благодаря телефонной связи с родственниками узнаем, что Москва все-таки принимает некоторые рейсы. И решаем, что летим в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты), из которого есть действующие рейсы на Москву. Переоформляем билеты, но ближайший самолет только ночью. В общей сложности мы провели в пекинском аэропорту почти 17 часов. Никто нами не занимался - ни ночлега, ни питания, ни даже воды предоставлено не было.
Ночью улетаем в Абу-Даби. Это пять часов пути. Нас сразу перерегистрируют с одного рейса на другой - в Москву. Мы счастливы. Но буквально на полчаса. Эмираты объявляют, что они тоже на Москву не летают. Но здесь уже был относительный порядок: работники аэропорта медленно, но все же занимались европейскими рейсами. Проблема была в том, что в Абу-Даби маленький аэропорт, а народу с учетом всех транзитников собралось много. Часть из них, в основном с детьми, направили в комнату отдыха, где есть кресла, еда и даже душ. Остальных (человек 30-40) отправили в "свободное плавание" по аэропорту. Выдали талоны на ужин. Кстати, за трое суток, что мы провели в портах разных стран, это был единственный раз, когда нам предоставили горячее питание. Но ночевали мы в каком-то отдаленном терминале на полу.
Перед сном мы выяснили, что из Каира должен лететь самолет "Аэрофлота" в Москву. Решаем: летим в Каир. Родной "Аэрофлот" нас все равно довезет до России, хоть в Иркутск, откуда мы уже поездом можем добраться до Москвы. В Каире мы пробыли еще часов двенадцать, половина из которых ушла на формальности. Но, купив за 15 долларов визу, мы смогли выйти в город и впервые за трое суток помыться в гостинице. А в 23.50 по местному времени вылетели в Москву. За эти трое с лишним суток к нам прибивались, а потом отбивались много людей - за все эти перелеты нужно было доплачивать, а деньги были не у всех. И сейчас они все еще сидят в Пекине, Абу-Даби и в других городах.