Гастроли Metallica прошли в рамках мирового тура World Magnetic. Еще в прошлый визит в нашу страну музыканты рассказывали, что особенно любят именно Россию, поскольку с ней связана их особая история. И участники "Металлики" вновь подтвердили, что это не просто слова.
Если бы администрация СК "Олимпийский" уже поздним вечером воскресенья на песне Seek And Destroy не врубила общий свет в зале, концерт, наверное, продолжался бы за полночь. Да и после его окончания Джеймс Хэтфилд сотоварищи не ушли со сцены. А разбрасывали в зал подарки и братались со зрителями...
Эти музыканты давно миллионеры. Они выигрывали Grammy, у них несчетное число "золотых" и "платиновых" дисков. Но очередной альбом Death Magnetic Metallica записывала аж 13 месяцев. И, несмотря на уже даже каноническую славу по миру, постоянно стараются учинить что-то небывалое, не как у всех!
Вот и в Москву Metallica привезла новые технологии: сцена была смонтирована в центре зала, отчего все четверо музыкантов находились постоянно на виду у зрителей. Если обычно в "Олимпийском" "стоячий партер" - прямо перед сценой, то теперь он окружал ее со всех четырех сторон. Микрофоны были расставлены по всему периметру, поэтому вокалист и гитарист Джеймс Хэтфилд, перемещаясь по сцене, пел то перед одной частью зала, то перед другой. Прекрасную спортивную форму демонстрировали и остальные музыканты. Сложнее всего приходилось, конечно, звукорежиссерам. Тем более что по способоности стремительно переключать командные скорости и переходить со стремительных композиций и мощного звукового напора на филигранные гитарные проигрыши и унисонные дуэты у Metallica по-прежнему мало равных. Но звук был отстроен практически идеально: даже в верхних ярусах саунд был очень приличным и можно было легко понять все слова. И петь вместе с группой. Хор получился мощный. На первый их концерт пришло около 27 тысяч зрителей, на второй, по предварительным подсчетам, почти столько же.
При этом примерно сорок процентов аудитории составляли девушки. Для хэви-металлических концертов - там, где звучит скоростная, тяжелая и жесткая музыка, - это не очень типично. Но уж больно неистова, искренна и мелодична при всей своей изначальной ориентации на трэш и гаражный рок Metallica. А под ее романтичные, но мудрые баллады брутального одиночества One и Nothing Else Matter кто, кажется, не танцевал на школьных или институтских дискотеках 1980-90-х?!
Диск Death Magnetic, к выходу которого приурочен нынешний тур, наверное, самый глобальный, апокалипсический и концептуальный из всего творчества Metallica. Почти все композиции звучат от семи до десяти минут, в них масса смен напряжений, акцентов, инструментально сложно выстроенных треков, которые непросто приспособить в концертную программу.
Джеймс Хэтфилд - самобытный, яростный и глубокий поэт, его тексты самоценны и как стихи, а Death Magnetic - масштабный и хэви-неистовый диск-апокалипсис. Слово "жизнь" там в девяти треках (10-я - инструментал Suicide & Redemption на 9 минут и 58 секунд) встречается в текстах 19 раз, "смерть" - семь раз.
Подпевать этому альбому сложно. В итоге, отыграв в начале, как водится в промо-турах, положенные хиты с нового диска, Хэтфилд ретиво вопросил у публики: "А хотите ли вы услышать и что-то из старенького?!" И в дальнейшем Metallica перемежала свои главные хиты: Enter Sadman, One, Sad But True, Fuel, Master Of Puppets с новыми - Unforgiven III, My Apocalypse. При этом Хэтфилд носился по квадратной сцене-рингу, дирижируя залом и довольно слушая, как ему подпевает зал. Поднятые в приветствии руки, стройный многотысячный хор голосов. Отыграв основную часть программы, музыканты ушли со сцены, но вскоре вернулись: "Вы еще здесь? Странно, что мы еще здесь?!", - вопрошал Хэтфилд. Впрочем, первый "бис" был обязательным, как и в других городах мира.
Но на втором концерте в Москве случилось незапланированное: музыканты вернулись на сцену еще раз. Потому что просто не захотели уходить. "Финиш", - твердо сказал залу Хэтфилд. И пошутил: "У вас же нет билетов на продолжение концерта?!" Но сразу же замотал головой: "Нет, не финиш! О, как я люблю Москву, как я люблю Россию, миллионы красивых приветливых лиц!?" Он еще бы мог рассказать о том, как знакомился с нашим городом и людьми в 1991 году на фестивале "Монстры рока", как пил пиво и общался с нашими музыкантами (обозреватель "РГ" тоже был среди них), как приезжал в Россию в 2007 и в 2008 гг., и тоже не отсиживался в отелях.
Но вместо этого объявил залу и группе следующую песню: Seek And Destroy. После чего вообще началось удивительное: музыканты обнимались со зрителями, Роб Трухильо крутил на сцене волчок с вытянутой вперед гитарой, а песня продолжалась с импровизациями и раскованной неутомимостью.
В зале включили полный свет. Но музыканты продолжали играть, на сцену летели большие воздушные шары, Хэмметт, как заправский вратарь, принимал их и отбивал обратно в зал. Но и когда закончилась музыка (кто ж играет при свете?!), участники "Металлики" не поспешили со сцены.
В зал полетели подарки: барабанные палочки, медиаторы, напульсник... И потом еще при объявлениях диктора о том, какие трибуны уходят первыми, Хэтфилд и его компания долго бегали по периметру сцены, жали зрителям руки, раздавали автографы, обнимались с теми, кто оказался рядом, и были очень рады этому вечеру.
В итоге даже непонятно, кто был больше счастлив на этом концерте в Москве, зрители или сама Metallica?!