издается с 1879Купить журнал

Их оставалось только двое...

История песни "На безымянной высоте"

28 апреля 2010

В 1984 году наша съемочная группа поехала в Калужскую область, чтобы снять для киножурнала фильм о трагической истории безымянной высоты 224, 1, которая после войны стала известна всей стране благодаря песне Михаила Матусовского и Вениамина Баснера. Тогда-то мне и посчастливилось познакомиться не только с создателями этой песни, но и с одним из ее героев.

Эта березовая аллея состоит из деревьев, которым далеко еще нет 65 лет. Они посажены здесь, на Калужской земле, у деревни Рубеженка, в легендарном месте у высоты 224, 1. Именно на скате этой высоты шел неравный кровопролитный бой восемнадцати воинов с фашистами. Здесь 13-14 сентября 1943 года насмерть стояли 18 солдат 718-го полка 139-й стрелковой дивизии, которой командовал полковник Иосиф Константинович Кириллов.

Враг наседал со всех сторон, решив любой ценой уничтожить нашу штурмовую разведгруппу. Склоны высоты были буквально усеяны телами немецких солдат. Наши солдаты стояли насмерть. Не умолкая строчили автоматы восемнадцати. К накалившимся стволам нельзя было прикоснуться. До последнего патрона, до последнего дыхания дрались с врагом советские солдаты, но их оставалось все меньше, бой стал затихать.

В живых осталось двое из восемнадцати. Один из них - Герасим Ильич Лапин. На его руках умерли от ран несколько боевых товарищей, и, умирая, они завещали ему, если он останется в живых, "рассказать, как бились коммунисты". Он выполнил их завещания. Так погибшие герои пережили свою смерть. Их подвиг стал примером храбрости, эталоном поведения в бою.

Создатели песни "На безымянной высоте" Михаил Матусовский и Вениамин Баснер.

"Похоронили героев на Безымянной высоте, у развилки дорог", - вспоминали приехавший из Донецка Герасим Ильич Лапин и бывший командир 139-й стрелковой дивизии Иосиф Константинович Кириллов, в то время генерал-майор в отставке. Они уже не впервые приходили сюда, на высоту 224,1.

Когда приближаешься к этому месту, невольно начинаешь слышать песню, которую написали два фронтовика - Михаил Матусовский и Вениамин Баснер:

Мне часто снятся все ребята,

Друзья моих военных дней,

Землянка наша в три наката,

Сосна сгоревшая на ней...

"Я, - рассказал нашей съемочной группе Михаил Матусовский, - вспомнил сражения за все безымянные высоты, о которых мне пришлось слышать и писать. Вспомнил я и подвиг восемнадцати сибиряков, для которых Безымянная высота стала их Сталинградом, их битвой за Москву, битвой за Берлин, за нашу Победу".

Гордость за мужественных и бесстрашных ребят, возвышенное чувство неразрывной связи поколений, желание быть достойным героев, ненависть к войне, - вот о чем думаешь на Безымянной высоте.

Комментарий "РГ"

Принесший в редакцию этот материал оператор-документалист Олег Анатольевич Фомин абсолютно точно указывает на то, что в живых после того боя "оставалось только двое из восемнадцати ребят". Но, заглянув в любой песенник, где напечатан текст этой великой песни, мы обнаружим другую цифру: "Нас оставалось только трое..." Так сколько же героев осталось в живых?

Вот как комментировал это другой поэт-фронтовик Евгений Долматовский:

"Обнаруженные врагом сибиряки были со всех сторон окружены во много раз превосходящими силами противника. Восемнадцать приняли бой против двухсот! В песне поется: "Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят". Лишь в этой цифре поэт не был предельно точен. Увы, только двое, всего лишь двое остались в живых - сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Раненые и контуженные, они чудом спаслись - Власов попал в плен, оттуда бежал к партизанам; Лапин был найден нашими наступающими бойцами среди трупов - пришел в себя, оправился от ран и вновь воевал в составе 139-й дивизии".