В редакцию обратился ветеран Великой Отечественной войны из Каменска-Уральского Николай Романченко. Он попросил газету выступить третейским судьей в его возаимотношениях с органами социальной защиты.
В 2000 году после девяти лет очередей Николай Борисович как инвалид второй группы получил "Оку" по действовавшему тогда закону "О ветеранах". А 16 июня 2003 года автомобиль из его гаража угнали. На следующее утро, правда, нашли. Вот только от машины остались "рожки да ножки": колеса с дисками сняты, да и под капотом - почти ничего.
Ветеран расстроился, но понадеялся на компенсацию. Однако, как оказалось потом, зря.
- Сам я "Оку" не застраховал, думал, что она не моя, а государственная, а значит, и страховать ее должно государство, - рассказывает Николай Борисович. - А в ГАИ мне ничего не объяснили. Так что и компенсации никакой я не получил.
В органах соцзащиты подтвердили, что государство не обязано было страховать автомобиль. Машину передали ветерану в безвозмездное пользование. Все права и обязанности по ее содержанию он должен был взять на себя.
- Наше дело - оформить документы на автомобиль, выдать его инвалиду и списать вовремя, - объясняет ведущий специалист отдела гарантии льгот каменского управления социальной защиты населения Любовь Сыропятова. - Та машина принадлежала Романченко, и проблемы, связанные с ее эксплуатацией и использованием, он должен был решать самостоятельно.
Угонщиков машины нашли, состоялся суд. Однако иск о возмещении материального ущерба к угонщикам пенсионер не подавал: попросту не знал, что это должен был сделать он, а не органы соцзащиты.
В июле 2004 года, сообщила Любовь Сыропятова, Романченко обратился в управление социальной защиты с просьбой списать вышедшую из строя "Оку" и поставить его в очередь на получение нового автомобиля. Но этот процесс занял слишком много времени: приказ о снятии "Оки" с учета поступил в управление социальной защиты населения только 26 апреля 2005 года.
По своей ли вине или из-за нерадивости сотрудников соцзащиты, но вновь получить машину пенсионер не успел. С января 2005 уже вступил в силу ФЗ N122 - закон о монетизации, - и инвалидов ставить в очередь на получение авто перестали. Одинаковые ответы на обращения Романченко получил и из каменского управления, и из министерства соцзащиты Свердловской области: "На 1 января 2005 года у вас права на замену автомобиля не было, так как семилетний срок пользования ранее выданным автомобилем заканчивался в мае 2007 года. С января 2005 года постановка на очередь на обеспечение транспортными средствами прекращена".
Ведущий специалист отдела по делам инвалидов министерства социальной защиты населения Свердловской области Римма Башкирцева поясняет:
- Вместо выдачи автомобилей Федеральный закон N122 подразумевает ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), размер которой зависит от группы инвалидности. Она полагается всем инвалидам, вне зависимости от того, получали они автомобиль или нет.
История с "Окой" Романченко на этом, увы, действительно исчерпана. И хоть горько за упущенные возможности, с этим придется смириться.
Но, чтобы не оказаться в подобной ситуации, другим ветеранам, вплоть до декабря 2009 года получившим бесплатные автомобили от государства (таких автовладельцев только в Свердловской области больше трех с половиной тысяч), важно помнить об этой истории. И не рассчитывать на предусмотрительность и расторопность социальных служб.
Инвалид, получивший машину после января 2005 года, пользуется ею бессрочно; замене она не подлежит.
Органы социальной защиты выплачивают инвалиду 50 процентов стоимости ОСАГО при наличии квитанции.
Инвалид имеет право передавать машину по наследству.
Автомобиль, полученный в безвозмездное пользование, можно выкупить у органов соцзащиты по остаточной стоимости и после этого распоряжаться им как собственностью.
При угоне автомобиля инвалид самостоятельно заявляет в милицию и подает в суд иск о возмещении материального ущерба.