Странный фестиваль в этом году: во внеконкурсных показах он интригует зрителя громкими именами значительно больше, чем в конкурсе. Вот показали нового Вуди Аллена. Что тут скажешь - наслаждение!
"Ты встретишь высокого незнакомого брюнета" - комедия, снова снятая певцом Манхэттена в Лондоне. Но после "достоевских" страстей "Матч-пойнта", после комически кровавой детективщины "Кассандры" Аллен вернулся в любимое лоно манхэттенских семейных неврозов - измен, срочных разводов, спиритических сеансов и, конечно, к комплексам старения - безнадежным романам пожилого искателя приключений с эксцентричными особами много моложе его. В фильме есть весь фирменный набор Вуди Аллена, включая старые любимые песни, старые любимые оперные арии и старый любимый джаз. Но удивительным образом это не надоедает никогда: Аллен не теряет ни остроумия, ни привычной иронической отстраненности, ни меланхолической грусти о том, что становится несбыточным. Он умеет в грустном видеть смешное, а в смешном - грустное.
Пожилого искателя приключений Элфи играет сэр Энтони Хопкинс. Его новая пассия (фантастическая Люси Панч) высока, как жердь, вульгарна, как елка на главной площади страны, и глупа, как пробка. Но в ней - сексуальность: она актриса-проститутка, есть такое амплуа. А в жене Елене (восхитительная британка Джемма Джонс) - сексуальности уже некоторое время нет. Отсюда буря страданий. Впрочем, жене Елене гадалка вовремя предскажет полный поворот судьбы, и она впадет в экстатическое блаженство.
Есть еще у Элфи дочка Салли (ее играет Наоми Уоттс), а у дочки - муж-писатель (Джош Бролин). Но Аллен не был бы Алленом, если бы хоть эта семья жила в благополучии и согласии. Поэтому Салли крутит любовь со своим начальником (неожиданно приглаженный Антонио Бандерас, напоминающий почему-то Иосифа Кобзона). А писатель видит в окне хорошенькую соседку-музыкантшу и тоже на нее западает. В роли соседки ослепительная Фрейда Пинто, сильно похорошевшая со времен "Трущобного миллионера".
Между делом, как сказано, - оперные амфитеатры, арт-галереи и много закадровой музыки. "Человек нуждается в маленькой толике лжи, - втолковывал Аллен правдорубам журналистам на пресс-конференции. - Я не первый это говорю: до меня это говорили и Фрейд, и Ницше, и Юджин О’Нил… Если смотреть на жизнь слишком честно, она становится непереносимой. Потому что, согласитесь, жизнь - это грустное развлечение".
74-летний режиссер со знанием дела объяснил: "В старости нет никаких преимуществ. Вы не становитесь умнее, ваш характер не делается приятнее. Ничего хорошего не происходит. Чаще болит спина. Чаще отказывает желудок. И зрение не становится лучше. И нужен слуховой аппарат. Это плохо - стареть, и вам советую этого не делать. Что касается самой смерти, то я по-прежнему против нее!".
На вопрос, почему дитя Нью-Йорка теперь снимает в Лондоне, ответил просто: "В Лондоне дешевле. К тому же лето там прохладное, небо пасмурное, что для съемок всегда лучше, там замечательные специалисты и удивительные актеры".
Сам Аллен теперь не снимается в своих фильмах, и это его твердое убеждение: "Я всегда играл романтических героев, а теперь уже не могу их играть - стал слишком старым. А какой кайф играть героя, которого не любят девушки? И я взял себя в руки. Вы понимаете, чего это мне стоило, если в фильме играют Скарлетт Йохансон или Наоми Уоттс, и любят они других парней!".
Надо сказать, меланхолически рассуждающий о старости человек выглядит так, что завтра он снимет еще сорок фильмов и получит, наконец, свою Золотую пальмовую ветвь.