Проблема применения закона об иностранных инвестициях в стратегические отрасли в последнее время все больше волнует крупные компании. Их последние сделки по приобретению активов могут быть сегодня признаны ничтожными из-за нечеткой трактовки в этом законе понятия "группа лиц". Чиновники хотят поскорее устранить пробел в законодательстве. За разъяснением ситуации "РБГ" обратилась к заместителю директора Ассоциации по защите прав инвесторов Игорю Репину.
- Игорь Николаевич, закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли экономики России действует с апреля 2008 года. Что он регулирует и контролирует?
- Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами. Так говорится в законе.
Поэтому указанный закон должен регулировать, контролировать приобретение иностранными компаниями российских предприятий, важных для безопасности государства. Что, конечно, является абсолютно нормальным. Согласно этому закону, для приобретения крупных пакетов российских стратегических предприятий необходимо сначала получить согласование в Правительственной комиссии.
- Что же происходит со сделками крупных компаний сегодня?
- Известный тезис, что недостатки российского законодательства усугубляются недостатками правоприменения, получил очередное подтверждение.
На этот раз речь идет о трактовке Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и судами некоторых положений закона о стратегических инвестициях, в частности понятия "приобретение группой лиц".
По мнению ФАС и российских арбитражных судов, под действие этого закона подпадают и случаи, когда контроль над российской компанией (относящейся по каким-либо признакам к стратегическим) получает единолично российский инвестор.
Офшорные структуры имеются в группах лиц почти каждой крупной российской компании и если толковать нормы закона об иностранных инвестициях расширительно, как это сейчас и происходит, то каждый случай приобретения такими компаниям более 50% акций (долей) стратегических обществ или более 10% акций (долей) обществ, осуществляющих добычу на стратегических месторождениях, должен предварительно согласовываться с Правительственной комиссией. Если же такое приобретение было совершено без предварительного согласования, то соответствующие сделки будут недействительными.
Например, Ассоциацией по защите прав инвесторов был выявлен риск признания ничтожными ряда сделок, совершенных в 2008-2009 годах крупнейшими российскими государственными и частными компаниями: "Газпром", "Газпром нефть", "Новатэк" и др.
Так, в апреле 2009 г. "Газпром", в группу лиц которого входят 87 иностранных компаний, приобрел у ENI 20% акций ОАО "Газпром нефть", обладающего стратегическими нефтяными месторождениями. В мае того же года - у концерна ENI и компании Enel 51% долей в ООО "СеверЭнергия", также обладающими стратегическими нефтяными месторождениями. В том же году ОАО "Новатэк", имеющая в группе лиц несколько иностранных инвесторов, приобретает 51% акций ОАО "Ямал СПГ". В июле 2009 года "Роснефть" (и в ее группу входят иностранные инвесторы) покупает у голландской компании RN-Vankor B.V. 93,12% акций ЗАО "Ванкорнефть", которое осуществляет добычу нефти на Ванкорском стратегическом месторождении.
Как видим, такое толкование правоприменителем положений закона о приобретении акций "группой лиц" способно привести к ничтожности крупнейших сделок со стратегическими активами российских государственных и частных компаний.
Сложилась ситуация, когда закон толкуется ФАС и судами в прямом противоречии с его духом и буквой, которые говорят о том, что сделки должны согласовываться только тогда, когда именно иностранный инвестор приобретает прямо или косвенно контроль над стратегическим активом, ну или, для случаев приобретения стратегического месторождения, над 10% акций.
- Каков может быть выход из сложившейся ситуации?
- В настоящее время единственно верным видится немедленное устранение из правоприменительной практики данного толкования закона. В этом ключе позитивным было бы опубликование официальной позиции ФАС о том, что сделки со стратегическими активами должны согласовываться только в том случае, когда иностранный инвестор приобретает прямо или косвенно контроль над стратегическим активом, или, для случаев приобретения стратегического месторождения, над 10% акций недропользователя.
В идеале, конечно, после этого можно было бы еще внести поправки в закон, которые бы исключили впредь возможность такого расширенного понимания понятия "приобретение группой лиц", и придать таким поправкам обратную силу, чтобы они распространялись на уже совершенные сделки, в т.ч. которые были перечислены мной ранее. Но главным шагом остается все же изменение правоприменения.