"Гдыня любит кино, кино любит Гдыню" - таков слоган фестиваля, написанный перед зданием музыкального театра, где шли (наряду с мультиплексом по соседству) конкурсные показы.
В сквере перед морем - бронзовая кинолента, к которой каждый год прибавляется по "кадру", где написано имя нового победителя - обладателя "Золотого льва", главного приза фестиваля. Гдыньский "Лев", помимо известности, приносит также 100 тысяч злотых призовых и увеличение поддержки будущего проекта лауреатов. В этом году "Золотой лев" достался фильму "Розочка" (реж. Ян Кидава-Блоньский).
В основу картины легла так широко известная в Польше история, что режиссер на пресс-конференции вынужден был подчеркивать, что его картина не является документально точным воспроизведением драмы Павла Ященицы, писателя, жена которого была завербована Службой безопасности и писала донесения о муже. .
Гораздо важнее, что воспроизведена атмосфера Польши 1967 и 1968 годов. События тех лет старшее поколение помнит очень живо. В Польше 1967 года запретили... Мицкевича. Его "Дзяды", поставленные на главной театральной сцене Варшавы в канун празднования 50-летия Октябрьской революции, оказались слишком острым блюдом. В марте 1968 года в Варшавском университете начинаются студенческие волнения, которые жестко подавляются. Одновременно на фоне арабо-израильской войны 1967 года шла кампания по борьбе с сионизмом, из-за которой из страны вынуждены были уехать 15 тысяч человек.
В фильме использованы документальные кадры разгона студентов в Варшаве 8 марта 1968 года, показанные публике чуть ли не в первый раз, телезапись партийных съездов и выступлений руководителей... Но вряд ли бы только хроника создала ощущение атмосферы 1960-х. Мир шестидесятых с их мини-юбочками и прическами а-ля Брижит Бардо, дефицитом продуктов и слушанием радио "Свободы", цензурными запретами и слежкой за интеллектуалами в картине не выглядит тотально безнадежным. Как ни странно, именно из-за главной героини. Писаная красотка, глупенькая блондинка, которую угораздило влюбиться в офицера спецслужб, на наших глазах превращается в зрелую женщину, способную на свой этический выбор - и в любви, и в жизни. Насколько реально такое превращение - другой вопрос. Но актриса Магдалена Бочарская свою награду за лучшую женскую роль получила заслуженно. Благодаря ей и Анджею Северину (в роли старого писателя, за которым она следит) шпионский боевик в духе бондианы превращается в тонко прописанную психологическую драму. А картина трагического прошлого из черно-белой становится многоцветной и объемной.
Неоднозначность, сложность этического выбора, перед которым оказывается человек, - в центре внимания и другого фаворита жюри, фильма "Иоанна". Феликс Фальк, один из создателей кинематографа "морального беспокойства", снял камерный фильм о молодой женщине, укрывающей еврейскую девочку в годы оккупации. Чтобы спасти ребенка, она принимает ухаживания немецкого офицера.
Фальк предлагает новый поворот известной темы. Гораздо больше, чем немцев, Иоанне приходится опасаться соседей. Часть из них доносит гестапо, часть - подпольщикам. А кто-то, похоже, и тем и другим одновременно. Подпольщики выносят свой приговор, который не предполагает милосердия. Но гораздо важнее, что милосердия Иоанна не находит даже у матери - в канун Рождества.
В отличие от старшего поколения кинематографистов молодые режиссеры уверены, что моральный выбор между добром и злом всегда возможен. Одно из самых сильных впечатлений фестиваля - фильм "Крещение" Марчина Вроны. В жанр гангстерской драмы Врона вкладывает экзистенциальную проблематику. Мрачную историю дружбы и предательства, что разыгрывается в светлых интерьерах новостройки, предваряет гравюра Дюрера "Каин и Авель". Как ни странно, режиссеру удалось не сфальшивить и пройти между двумя жанрами - библейской притчей и криминальной драмой, не превратив ни один из них в пародию.
Что касается режиссерских дебютов, которые были показаны в Гдыне, то наибольшее впечатление производит, пожалуй, работа Марека Лехкого с латинским названием Еrratum. Erratum - это вкладыш с указанием опечаток и их исправлений, который вкладывается в книгу. Впрочем, с таким же успехом картина могла бы называться "Отцы и дети". Главного героя, неудавшегося музыканта, зато вполне состоявшегося менеджера, приводят в родной город дела, а к отцу, с которым он не общался много лет со времен отъезда, - нелепая трагическая случайность. Точнее, чувство вины, возникшее после нее. Михал сбил человека. Бомжа, которого никто не ищет. Понятно, никто Михалу никаких обвинений не предъявляет. В том числе и в полиции. Но сосущее чувство вины заставляет его заняться погребением погибшего, гонит по городку в поисках людей, знавших его. Потому как надо же на кресте имя писать. Он найдет сына старика, новостью вроде вовсе не заинтересовавшегося, и... наткнется на своего собственного отца на блошином рынке.
Автор предлагает вариацию на тему "возвращения блудного сына". Библейский сюжет, правда, вывернут наизнанку: не сын беден и одинок, а отец. Да и с виной не так все просто: сын считает, что его не за что винить, в отличие от отца. Отец же уверен в обратном и не спешит прощать сына. В финале герои, стоя по разные стороны закрытой входной двери, осторожно начинают перестукиваться... Марек Лехкий, похоже, больше всего боялся патоки сентиментальности и мелодраматического надрыва. Зато расцветил фильм легким абсурдом и грубоватым юмором. Очень сдержанная по интонации и тонкая работа. Плюс - совершенно блестящая роль Рышарда Котыса, сыгравшего отца.
Очевидно, речь в фильме Лехкого не только об отношениях двух поколений, но и возможности для человека сохранить себя настоящего. Судя по фестивальной программе, эта тема оказалась одной из магистральных для польского кино.
Основные призы 35-го фестиваля польского кино
"Золотой лев" - фильм "Розочка" (реж. Ян Кидава-Блоньский),
"Серебряный лев" - фильм "Крещение" (реж. Марчин Врона),
Лучшая режиссерская работа - фильм "Иоанна" (реж. Феликс Фальк),
Лучшая женская роль - Магдалена Бочарская (фильм "Розочка"),
Лучшая мужская роль - Войцех Желиньский, Томаш Шухардт (фильм "Крещение"),
Лучший дебют - фильм Erratum (реж. Марек Лехкий).