08.06.2010 06:03
    Поделиться

    Банки должны научиться учитывать особенности малого бизнеса

    Национальный институт системных исследований проблем предпринимательста и консалтинговая компания "Финист" во второй раз рассчитали индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса (ИКБ). С февраля по май он вырос на 17% - с 151 до 177 баллов. Что это значит?

    Сопоставляя результаты двух исследований - зимнего и весеннего, эксперты отмечают, что во втором квартале 20 крупнейших банков России продолжали снижать ставки кредитования. У многих из них появились новые кредитные продукты. Однако наибольший вклад в динамику индекса внесли два фактора - рост качества консультирования клиентов и лучшая организации продаж.

    В связи с этим авторы работы констатируют увеличивающуюся конкуренцию среди банков, о чем говорит не только общая динамика ИКБ, но и изменения в рейтинге банков по уровню кредитного благоприятствования.

    Но даже при повсеместном снижении базовых ставок (средняя индикативная ставка по годовым кредитам, с учетом единоразовых комиссий за выдачу кредита, для группы топ-20 составила в мае 17,8%), банки, как правило, неохотно идут на смягчение жестких требований к заемщикам относительно их финансово-экономических показателей, залогов, подходов к оценке стоимости последних. Поэтому декларируемые ставки на уровне 15-16% доступны сегодня лишь для сильных кандидатов на кредит, способных предоставить в виде залога коммерческую недвижимость.

    Банки топ-20 предлагают, например, более 110 кредитных программ, однако бизнес зачастую не может найти среди них то, что ему требуется. Не хватает продуктов с отраслевой спецификой. На универсальные кредиты приходится более 2/3 предложения.

    Характеризуя нынешнюю ситуацию как "оттепель" (ставки возвращаются на докризисный уровень, а кое-кто уже наращивает кредитный портфель), аналитики подчеркивают, что настоящий качественный сдвиг на рынке произойдет только тогда, когда будет расширен круг предложений, касающихся целевых и отраслевых кредитных продуктов, более тонко учитывающих возможности малого бизнеса при работе с банками.

    Поделиться