Для белгородского профессора Татьяны Павловой изобразительное искусство - нечто большее, чем просто хобби.
В своих абстрактных картинах она умудряется переплетать последние разработки в сфере нанотехнологий и старинные восточные мотивы.
На своем рабочем месте она - заведующая кафедрой патологии, строгий преподаватель медицины, руководитель лаборатории экологической морфологии. В домашней обстановке все выглядит несколько иначе. На стеклянном столе пять маленьких чашек (так согласно древней китайской традиции встречают самых дорогих гостей). Просторную светлую комнату украшают фигуры экзотических животных и статуэтки Будды.
Мы разговариваем о связи живописи с наукой. В гостях у Татьяны Павловой-художницы даже не верится, что это та самая "стальная леди", с которой недавно разговаривали в ее лаборатории о наноматериях. Она признается, что на творчество в первую очередь влияет профессиональная деятельность. Не случайно название одной из ее недавних выставок содержало слово "нано".
- Я разрабатываю наноимплантаты и изучаю влияние наночастиц на человека и на окружающую среду, - рассказывает Татьяна Павлова. - Нет ничего удивительного в том, что живопись перетекает в работу, а работа - в живопись.
По мнению Павловой, идеи своих картин ученый может почерпнуть, даже заглянув в электронный микроскоп. И уверяет, что самое красивое из того, что она там увидела, - это клетки крови:
- Порушенные эритроциты выглядят очень нетипично. Один из моих коллег периодически делает это фото заставкой на своем компьютере - и никто из студентов не может угадать, что же это такое.
На одной из недавних выставок Татьяны Павловой можно было увидеть картины с "оптимистичными" названиями "Шок", "Кровотечение", "Инсульт".
Коллеги к увлечению Павловой относятся неоднозначно.
- Цикл картин, который я представила пару лет назад, демонстрирует, как выглядят заболевания на ультраструктурном уровне. Одни сказали, что это очень интересно и необычно. Другие посчитали это моей личной патологией. Не стоит, может быть, об этом писать, но меня это поразило.
В прошлом году с работами художника-нанотехнолога познакомился глава "Роснано" Анатолий Чубайс. И сразу предложил создать изображение, которое стало бы символом российской наноиндустрии. Татьяна Павлова пока еще не придумала сюжет будущего логотипа. Сейчас она готовит полотна для будущей выставки "Нанотехнологии и звезды", в которой планирует использовать фото наночастиц, выбранных из совместной научной работы с немецкими коллегами.
Помимо всего прочего Татьяна Павлова увлекается еще и фотографией. При этом ее привлекают не только красоты экзотических стран, по которым она любит путешествовать, но и тот микромир, который недоступен людскому глазу, если только не вооружиться электронным микроскопом. Так, на одной из выставок посетители могли наблюдать стадии вживления титанового имплантата в череп лабораторной крысы: по мнению художницы, достижения науки можно популяризировать и таким способом.
Свои творения Татьяна Павлова охотно дарит друзьям и знакомым. Среди тех, в чьей коллекции есть ее работы, - архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. А ее работы выставлялись не только в Белгороде, но и в столице.