23.06.2010 23:56
    Поделиться

    Ставропольская агломерация объединит четыре города, два поселка и несколько сел

    Столица Ставрополья станет ядром новой структуры - агломерации.

    Ставропольская агломерация объединит четыре города, два поселка и несколько сел Шпаковского, Изобильненского и Кочубеевского районов.

    Консенсус интересов

    Над проектом работают специалисты Российского института градостроительства и инвестиционного развития (Москва) и краевого министерства строительства и архитектуры. О результатах они рассказали главам населенных пунктов, вошедших в новую структуру.

    По словам руководителя проекта Льва Гозмана, объединение населенных пунктов вокруг крупных городов в субъектах страны началось в 2007 году, после того как Министерство регионального развития РФ заявило, что именно агломерации должны стать частью долгосрочной стратегии развития России и сделать нашу экономику конкурентоспособной на мировом рынке. Появление новых центров притяжения людских ресурсов должно уравновесить условия жизни людей в регионе и в идеале поставить на ступеньку выше в цивилизационном развитии. Очень важно при этом, что 131-й Федеральный закон дает большую свободу действий муниципальным властям.

    Однако понятие агломерации для жителей российской глубинки, в отличие от европейцев, относительно новое. В России созданы, успешно развиваются и юридически оформлены пока лишь два агломерата, объединенные вокруг Москвы и Красноярска. Большую работу для этого проделали архитекторы, экономисты и другие специалисты. А вот в Иркутске агломерацию пытались создать административным путем, подчиняя одни поселения другим, и она развалилась. Непременным условием успеха является консенсус интересов власти различного уровня и жителей территорий.

    По словам Гозмана, недавно его группа окончила работу по созданию проектов агломераций в Краснодарском крае, Дагестане, Чечне, и сейчас аналогичная деятельность идет на Ставрополье. После этого начнется работа над схемой окружной агломерации, которая будет представлена полпреду президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александру Хлопонину.

    Две столицы

    А зачем вообще создавать агломерацию, поинтересовались участники разговора у разработчиков.

    - Это наивысшая форма концентрации человеческого капитала, интеллектуальных возможностей и предпосылок инновационного развития. Основное ее преимущество - так называемый синергетический эффект. Она притягивает инвестиции и приносит выгоду от использования трудовых и других ресурсов, - сообщил Гозман. - Автомобилизация населения интенсифицировала все виды связей, поэтому необходимо искать оптимальный вариант совместного развития территорий. Но не методом административного подчинения одних другим. Если агломерация грамотно разработана, то дает возможность прийти в регион крупному бизнесу, а местным компаниям - вырасти до лидеров рынка. Однако в конечном счете цель создания агломерации - обеспечить баланс интересов разных территорий и их жителей.

    На Ставрополье уже достаточно факторов для создания агломерации.

    - Зона вокруг краевого центра является высокоурбанизированной, что отвечает главному критерию агломерации. Здесь 51 муниципальное образование, в том числе два промышленно развитых города - Ставрополь и Невинномысск, три муниципальных района - Изобильненский, Кочубеевский и Шпаковский, два городских поселения - Михайловск и Изобильный, два крупных поселка - Рыздвяный и Солнечнодольск, а также 115 сельских населенных пунктов, - сообщил разработчик. - На территории Ставропольской агломерации осваивается более трети объема инвестиций, поступающих в основной капитал экономики края, а также более половины средств, направленных на жилищное строительство региона, ведется 40 процентов строительно-монтажных подрядных работ, вводится более трети жилья.

    Ставрополь, крупный многофункциональный региональный центр с высоким демографическим, трудовым, социально-экономическим и инновационным потенциалом, и вторая промышленная столица края Невинномысск - практически сложившееся ядро агломерации. К ним тяготеет Михайловск, находящийся в пределах получасовой доступности от Ставрополя, и ряд сел. Численность населения ядра - 470 тысяч человек, или 60 процентов жителей агломерации (17,3 процента населения края). Территория ядра является самой плотной (336 человек на квадратный километр) и имеет все "положенные" ей функции - делового, научно-образовательного, социально-культурного, транспортно-логистического, строительного центра.

    На периферийных зонах проживает 25 тысяч человек, или 3,2 процента всей агломерации. Но и у окраин есть свои преимущества. Например, большие сельскохозяйственные площади, подходящие для развития АПК, а в Кочубеевском районе более благоприятный климат, есть целебные источники, привлекающие туристов и отдыхающих. Он также близок к курортам Карачаево-Черкесии и Краснодарского края.

    Мечта о рельсах

    - Сегодня в Ставрополе идет бессистемная застройка межгородских территорий, которые в самое ближайшее время потребуются для развития населенных пунктов. Нерациональное использование земель, отсутствие железнодорожного сообщения между центрами агломерации (Ставрополем и Невинномысском), прохождение автотрасс через жилые районы города, проблемы с развитием ставропольского аэропорта, недостаточное водо- и теплоснабжение, изношенность инженерных сетей - основные болевые точки Ставропольской агломерации. И самая главная из них - экологическая, - отметил Лев Гозман.

    По оценкам экспертов, более половины земель агломерации "больны" оползнями, эрозиями, просадками, подтоплениями. Отмечается сильное загрязнение атмосферного воздуха, особенно в Ставрополе и Невинномысске. Вода в водотоках - от умеренно загрязненной до очень грязной. Не решена проблема очистки коллекторных и дренажных вод, оказывающих отрицательное воздействие на экологию. Количество свалок ТБО увеличивается ежегодно.

    По мнению Льва Гозмана, наличие многоуровневой структуры муниципальных образований также осложняет решение проблем по развитию Ставропольской агломерации из-за отсутствия устойчивых и дружественных контактов между муниципальными органами власти различного уровня. Между тем агломерации фактически безразличны к административным границам: их население руководствуется логикой транспортной связанности мест проживания, работы и отдыха.

    Разработчики обратились к представителям муниципалитетов внести свои предложения в проект с учетом местных особенностей и реалий.

    - Приветствуются самые смелые замыслы, - обратился Лев Гозман к участникам разговора. - То, что сейчас кажется фантастическим - например, та же скоростная железная дорога между Ставрополем и Невинномысском, - появится! Вопрос воплощения - дело времени.

    Компетентно

    Николай Пальцев, мэр города Ставрополя:

    - Жители прилегающих к Ставрополю районов уже давно ездят на работу в краевой центр. В связи с этим возникают вопросы, как решать совместные проблемы трудовых ресурсов, использования территории и другие. И в этом случае объединение Ставрополя, Михайловска, Невинномысска и ряда сел в единый агломерат - естественный социально-экономический процесс. Ставрополь, конечно, занимает ведущие позиции. Население города росло в среднем на две тысячи человек в год в результате миграции, а в последние два года - за счет естественного прироста. Идет постоянное наращивание темпов роста промышленности, торговли, инновационной инфраструктуры. Семимильными шагами продвигается строительство. Сейчас в черте города практически нет свободных земель. Это, безусловно, накладывает определенные ограничения на развитие краевого центра. И серьезнейшей проблемой для муниципалитета являются вопросы модернизации и реконструкции систем инженерной инфраструктуры. Также необходимо найти решение экологических проблем, санитарной очистки территории, утилизации ТБО. Необходимо включать Ставрополь в туристско-рекреационную сферу. Ведь это город с богатым историческим наследием. В советские годы здесь интенсивно развивался туризм, необходимо вернуть утраченные позиции. И на новой экономической основе сделать все возможное, чтобы появился туристический сервис самого высокого уровня.

    Создание агломерации, бесспорно, поможет решить большую часть проблем. Но не нужно думать, будто мы пытаемся сделать это за чужой счет. Существует мнение, что агломерация - это поглощение мелких поселений более развитыми городами. Такой подход мы не приемлем. Необходимо создать сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Тогда процесс будет выгоден всем его участникам.
     

    Поделиться