В Европейском суде по правам человека сегодня рассматривают апелляцию итальянского правительства по делу "Лаутси против Италии". Однако решение по этому поводу, и соответствующие пояснения к нему, как уточнили в пресс-службе суда, будут опубликованы не раньше осени.
Напомним, что в ноябре прошлого года Страсбургский суд удовлетворил иск итальянской гражданки финского происхождения Соиле Лаутси, которая настаивала на том, что наличие христианских распятий в школьных классах нарушает родительские права на светское образование ее детей. В своем беспрецедентном решении суд согласился с ней и указал, что распятие якобы может быть "интерпретировано школьниками как религиозный знак, создавать атмосферу, несущую печать определенной конфессии", а также "эмоционально воздействовать на тех, кто практикует иные вероисповедания или являются атеистами". На этом основании тогда был сделан вывод о том, что тем самым нарушен ряд положений европейской конвенции по правам человека. Италии предписали убрать распятия из государственных школ и выплатить Соиле Лаутси компенсацию в пять тысяч евро.
Этот вердикт вызвал бурю возмущения как в Италии, так и за ее пределами. Итальянское правительство немедленно обжаловало страсбургское решение, настаивая на том, что христианство и ее символика являются фундаментом итальянской культуры и цивилизации, складывавшейся на протяжении многих веков.
"Удаление распятий со стен школьных учреждений, учитывая исторический и культурный контекст страны, - подчеркивается в апелляции, - нанесет удар по религиозным чувствам верующих граждан". Авторы документа настаивают на том, что, принимая решения в этой деликатной области, страсбургскому суду следует сделать выбор, который имел бы своей целью "сохранение социального равновесия в обществе, обеспечения социальной справедливости и общественного порядка".
Дело о распятии, несомненно, носит принципиальный характер, который затрагивает интересы подавляющего большинства европейских стран. Недаром, и это происходит впервые в истории Страсбургского суда по правам человека, о своей поддержке Италии заявили многие континентальные государства. А десять - Россия, Армения, Болгария, Кипр, Греция, Литва, Мальта, Сан-Марино, Монако и Румыния - выступают на заседании Большой палаты суда в качестве "третьих сторон". Правда, последние две страны не успели оформить заявки, так что формально считается, что их восемь.
Участие в заседании суда принимают представители Италии, синьоры Лаутси, а также коллектива "третьих сторон". Солидарность с итальянцами высказали многие общественные и религиозные ассоциации, в том числе Европейский центр за право и справедливость (ЕЦПС). Как рассказал "РГ" его президент Грегор Пюпэнк, центр направил в суд в письменное заявление, которое поддержали 79 депутатов Европарламента. Как считает господин Пюпэнк, распятия в итальянских школах никоим образом не ущемляют свободу выбора ни самой Лаутси, ни ее детей, ибо их присутствие в классах в принципе не может влиять на их мировоззрение, а тем более вынуждать поступать тем или иным образом.
По его мнению, которое разделяют как сами итальянцы, так и их сторонники, вопросы, затрагивающие глубокие культурные традиции стран-членов Совета Европы, являются прерогативой самих государств, а не Страсбургского суда. Он же, полагает президент ЕЦПС, вторгся в сферу национальной идентичности, которая входит в первую голову в компетенцию самих стран, образовавших Совет Европы.
Представитель Московского Патриархата при Совете Европы игумен Филарет (Булеков):
Мне представляется, что это дело является примером кризиса, в котором оказался Европейский суд по правам человека. Этот суд и создавший его Совет Европы возникли после Второй мировой войны как институты, призванные вносить мир и согласие на континенте, всячески способствовать разрешению конфликтов, снятию напряженности между европейскими государствами, народами, и уж ни в коем случае не для того, чтобы создавать новые проблемы в общественном устройстве. Однако постепенная деформация и бюрократизация, а также потеря нравственных ориентиров, которыми в свое время руководствовались создатели этих структур, привело к тому, что складывается совершенно противоположная картина. Смотрите, в Италии не было никакого общественного напряжения по поводу размещения в учебных классах распятий, и оно возникло, вызвав гневные протесты. Возмутились не только католики. На прошлогоднее решение Страсбургского суда отрицательно отреагировали даже неверующие люди, восприняв его как угрозу своей культуре.
В итоге получается, что суд может быть использован людьми, которым безразличны национальные корни и которые не разделяют ценности европейской цивилизации. В данном случае это не просто нарушение базовых демократических норм общества. Ведь подавляющее большинство итальянцев выступает за присутствие в школах символов христианства, а они давно уже не воспринимаются как исключительно религиозные, а в первую очередь как принадлежащие в целом к итальянской культуре. Получается, что иностранка, финка по рождению, мотивация действий которой до сих пор остается загадкой, способна запустить огромный маховик европейских институтов для того, чтобы выступить против подавляющего большинства жителей Апеннин.
Парадоксальным образом под вопрос ставятся базовые моральные ценности, и в этом огромная опасность, которую увидели многие. Именно поэтому ряд стран остро отреагировал на решение Страсбургского суда и проявил солидарность с Италией. Ведь не исключено, что по примеру Лаутси другие, исходя из каких-то своих, может быть, эгоистических соображений выступят против национальной культуры любой иной европейской страны, ее ценностей и найдет понимание в Страсбурге.
Потеря базовых нравственных ориентиров привела к тому, что институт прав человека стал вмешиваться в дела, для которых он вообще не создавался, к примеру, в семейное право, в вопросы воспитания детей, внося тем самым противоречия, которых там никогда не было. Вот что встревожило многие европейские государства. Вот почему так много религиозных организаций, в том числе и иной, не христианской веры, выступили против этого решения.
Ведь речь идет не просто о присутствии распятий в итальянских школах. Цена вопроса - насколько общество в состоянии отстаивать свою культурную идентичность, как таковую.
Прецедент дела Лаутси против Италии крайне опасен. Сегодня требуют убрать распятия из школ, а завтра попросят снять кресты с церквей и соборов.