Выставка "100 лет перформанса" проходит в Центре современной культуры "Гараж"

Выставка "100 лет перформанса", подготовленная нью-йоркскими кураторами Клаусом Бизенбахом (МоМа, Центр современного искусства P.S.1) и Роузли Гольдберг (Performa), которую показывают в Центре современной культуры "Гараж", истоки перформанса обнаруживает в "Манифесте футуристов" и "Русских балетах". Выставку сопровождает большая образовательная программа (лекции, мастер-классы, "круглые столы"), которая продлится все лето.

Собственно, к 100-летию манифеста Маринетти и была приурочена первая версия этой выставки в Нью-Йорке. Манифест был опубликован 20 февраля 1909 года на первой странице "Фигаро", самой популярной газете во Франции. Вот это были времена! Интересно, каким должен быть сегодня художественный манифест, чтобы его опубликовали на первой полосе? Факсимиле этой страницы, с которой "Фигаро" навечно вошла в историю искусств, можно увидеть рядом с афишами "Типографского балета" (где актеры изображали работу частей станка), газетными сообщениями о неласковом приеме футуриста Маринетти его русскими собратьями, стихами дадаистов (их даже послушать можно) и фотографиями и видеозаписями легендарных перформансов ХХ века.

Выставка работает как небольшая машина времени: все прошлое столетие - в одном зале. Она рассчитана не на беглый осмотр - на основательное погружение. Не зря вся середина зала - просторная площадка, укрытая белыми матрасами. Посмотрел - отдохнул - пошел дальше. Благо посмотреть надо много чего. Например, легендарную фотографию "Прыжка в пустоту" Ива Кляйна, сделанную Гарри Шанком в октябре 1960 года. Шанк при печати убрал брезент, на который приземлился художник, прыгавший со второго этажа. Получился снимок полета, который Кляйн не замедлил объявить "путешествием на Луну без посторонней помощи", о чем и сообщил в своей "Газете единственного дня". Газету он сам и выпустил, разложив тираж по газетным стойкам Парижа. Сегодня за любой ее экземпляр коллекционеры много бы отдали. "Прыжок" Кляйна вдохновил даже Пола Маккартни, который, казалось бы, увлечен совсем другими играми и которому славы не занимать. Маккартни повторил акцию Кляйна без страховки и сломал ногу.

Неподалеку от этого зала показывают специальный проект Франческо Веццоли, который даже из документации перформанса сделал конфетку. На обитой красным бархатом сцене - экран с видеоклипом Lady Gaga. Кто не в курсе, это блондинка, которая заработала своими песнями 62 млн долларов и в ежегодном топ-рейтинге самых влиятельных персон от Forbes заняла 4-е место. На третьем, между прочим, создатель "Аватара" Джеймс Кэмерон. В перформансе Веццоли, который был поставлен в 2009-м, к 30-летию МоМА, участвовали кроме Lady Gaga также танцоры Большого театра. Благо Веццоли вдохновлялся "Балом" Баланчина, поставленным для "Русских сезонов" вместе с Джорджо де Кирико. В "Гараже" можно увидеть все это действо на видео, посмотреть на манекенов, одетых в костюмы от Миуччи Прадо и с масками в духе Кирико. А также обнаружить, что кроме Кирико Веццоли использовал наследие русских конструктивистов. По крайней мере, в плакатах Родченко Лилю Брик сменила все та же Lady Gaga.

В общем, все очень пафосно, интеллектуально и роскошно. После Веццоли хочется обратно к футуристам, Маринетти и прочим бунтарям. Уж они бы наверняка потребовали сбросить дерзкого итальянца с корабля современности!

Прямая речь

Российская газета: Среди работ, завершающих вашу экспозицию, есть перформанс Теренса Коха, китайца из Канады. В своем "Обзоре за 500 лет" он предлагает интерпретацию искусству аж за полтыщи годов. Создавая выставку "100 лет перформансу", вы себя не чувствовали перформансистом?

Клаус Бизенбах: Вы тоже попались на удочку Коха! Кох разыгрывает зрителей. Все думают: ага, раз он китаец, то говорит по-китайски. Ну а поскольку китайский знают только востоковеды, все остальные открывают рот в почтении. А Кох на самом деле просто имитирует речь. Это бесконечное "бла-бла-бла", произносимое с умным видом.

РГ: Ну, в этом жанре с ним многие могут посоревноваться...

Бизенбах: Ну, да. Так что перформанс Коха своего рода розыгрыш. А наша выставка - исследовательский проект, представляющий архив перформансов во всем мире за век. Он был показан в Нью-Йорке, Дюссельдорфе. Причем мы в Германии и России создали новые версии экспозиции, усиливая "местную" часть.

РГ: А почему вы включили в экспозицию фотографии "Русских балетов" Дягилева? Вы рассматриваете их как перформанс?

Бизенбах: Вовсе нет. Мы стремились показать, как появился перформанс. Его истоки очень разные: театр, танец, разбрызгивание краски Джексоном Поллаком... Мы хотели пробудить интерес к этому изменчивому, всегда новому искусству. Наблюдая за живым перформансом, вы никогда не знаете, чем он закончится. Это всегда эксперимент, жизнь в движении. Это искусство открывает нам, что в жизни самое главное не объект, а процесс.

Часто перформанс возникает как плод встречи совершенно разных явлений. Хороший тому пример - деятельность Тино Сигаля. Это один из очень известных сегодня художников-перформансистов. Его ретроспектива была в музее Гуггенхайма. Он не хочет, чтобы его работы фотографировали, поэтому мы не можем их показать. Этот молодой человек имеет степень по экономике. Он также серьезно занимался танцами. Удивительная комбинация - исследователя-теоретика и танцора - привела к появлению очень необычного художника-перформансиста.