30.06.2010 23:15
    Поделиться

    Сразу несколько знаменательных дат отметил режиссер Семен Спивак

    У Молодежного театра на Фонтанке - праздник: открытие новой сцены в реконструированном Летнем театре и несколько круглых дат.

    Театру исполнилось 30 лет, 20 лет им руководит режиссер, народный артист России Семен Спивак, у которого еще два юбилея - собственное 60-летие и 30-летие творческой деятельности.

    Российская газета: Семен Яковлевич, знаю, как вас любят актеры...

    Семен Спивак: И я их очень люблю!

    РГ: Попасть в вашу труппу - мечта многих.

    Спивак: А знаете, как трудно отказывать? Иногда приходят очень талантливые ребята. Если бы у нас были "резиновые" штаты, мы могли бы взять многих. Как мне кажется, в нашем театре своеобразный подход к творчеству, к анализу пьесы, своя методика раскрытия, как мы говорим, организма.

    РГ: А что мешает творить?

    Спивак: Только мысли, направленные на переживание о здоровье родных. Все остальное, думаю, творчеству помешать не может. В прошлом году в течение нескольких месяцев я потерял обоих родителей. Это было очень сильное потрясение, вернуться после такого к репетициям было нелегко.

    РГ: А как к вам относятся критики?

    Спивак: В целом хорошо. Ольга Скорочкина, например, даже написала обо мне книгу - "Нескучный сад Семена Спивака". Мы работаем с утра до вечера, критики уважают наш труд.

    РГ: Юрий Соломин рассказывал, что на гастролях за рубежом артистов Малого театра носят на руках. А вашу труппу как принимают?

    Спивак: Когда мы приехали во Францию со спектаклем "Три сестры", было то же самое. Русская актерская школа очень сильная, в ней есть огромная мудрость, глубина и тайна воздействия на зрителя. За границей все меньше и меньше репертуарных театров, на наших артистов там смотрят с огромным уважением и завистью - что они могут, например, репетировать спектакль полгода, год, "чистить" его, думать о нем.

    РГ: Было время, когда вам не давали работать?

    Спивак: Нет. Мне в этом смысле страшно повезло. После института я был принят в Театр Ленинского комсомола (сейчас это "Балтийский дом"), там работал талантливый режиссер Геннадий Опорков. Потом меня пригласил Игорь Владимиров в Театр Ленсовета. Затем был гастрольный коллектив "Молодой театр" при Ленконцерте, где мы сделали спектакли "Танго", "Дорогая Елена Сергеевна". А потом я пришел работать сюда...

    РГ: Однако "Дорогую Елену Сергеевну" закрывали. За что?

    Спивак: Я дважды ставил эту пьесу - в Театре Ленинского комсомола и в "Молодом театре". Ленкомовский спектакль прошел всего 25 раз. Тема была опасная: накануне выпуска школьники пришли к учительнице домой требовать хороших оценок, угрожали ей... Заведующей отделом культуры обкома партии тогда была Галина Пахомова, она придумала такой вариант, чтобы спасти спектакль: вместо двух актов - три, и в третьем наш завлит Сергей Шуб (теперь он директор "Балтийского дома") выходил на сцену и разговаривал со зрителями.

    РГ: Какими новинками собираетесь порадовать поклонников вашего театра?

    Спивак: Сейчас мы с Сергеем Барковским и Натальей Сурковой репетируем очень интересную пьесу Эдуардо Де Филиппо "Филумена Мартурано". По ТВ часто показывают фильм "Брак по-итальянски" с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, снятый по этой пьесе. В ноябре планируем выпустить премьеру. Только что состоялась премьера спектакля "Валентинов день", поставил его Алексей Янковский, это "новая драма" Ивана Вырыпаева. Вместе с режиссером Алексеем Утегановым я буду ставить гениальную пьесу Виктора Гюго "Король забавляется". Там очень современная тема - на века - о том, как большого руководителя "заносит" и что в результате происходит в государстве. Мой помощник режиссер Юрий Филиппов репетирует давнюю пьесу Александра Галина "Крыша". Будет ставить у нас мой ученик Сергей Морозов, выпускник самого первого моего курса, сейчас он успешно руководит Новгородским академическим театром драмы. Хочу, чтобы у нас снова ставил Владимир Туманов, с которым у меня общие представления об искусстве, он выпустил в нашем театре "Позднюю любовь", "Двенадцатую ночь", "Лунных волков".

    РГ: В отличие от своих коллег вы не ездите ставить спектакли в другие города, страны. Почему?

    Спивак: Да не хочется! Помните, у Пушкина: "Служенье муз не терпит суеты..."? Я семь лет работал в Петербурге и Москве одновременно - на Фонтанке и в Театре Станиславского. Мне было трудно ездить туда-сюда. Нужно жить спокойно. Мне нравится жить дома, ходить на репетиции, заниматься йогой и гулять по Петербургу.

    Прямая речь

    Сергей Мигицко, народный артист России:

    - Я считаю Семена Спивака выдающимся режиссером, мне нравится все, что он делает. Он очень талантливый от природы человек, прекрасно владеет своей профессией, ему подвластны все жанры сценического искусства. С чувством юмора у него тоже замечательно. Мне с ним было удивительно легко, интересно и приятно работать. Он так неторопливо, но подробно репетирует с актерами, так тонко и изящно подходит к каждому из нас! Я очень жалею, что всего один раз встретился с ним в работе - в спектакле "Пижама для шестерых" театрального центра "На Коломенской".

    Сегодня руководимый им Молодежный театр - очень серьезный творческий коллектив с прекрасной труппой, замечательным ансамблем и особой атмосферой. Там интересный и разнообразный репертуар. Я с удовольствием бываю в этом театре и хочу признаться, что некоторые спектакли смотрел по нескольку раз. Особенно приятно, что Спивак регулярно пополняет труппу талантливыми, хорошо обученными артистами, своими выпускниками. Я желаю Семену Яковлевичу всегда оставаться таким замечательным, какой он есть. Желаю здоровья, хорошей, доброй энергии, чтобы он еще долго-долго радовал Петербург и всю Россию своими работами.

    Ирина Алферова, народная артистка России:

    - Когда я читала пьесу "Пижама для шестерых", она мне не понравилась (сплошные измены, мне это играть неинтересно). А потом дважды посмотрела дома присланную мне кассету с записью спектакля Спивака и хохотала так, что падала со стула. Измен я не заметила, оказывается, там сплошная любовь, смотрится спектакль на одном дыхании. Я была поражена: есть мизансцены! Я привыкла к другому: сели - встали, и все. Увидела очень интересный, профессиональный разбор пьесы. Семен Яковлевич облагородил ее, возвысил, нашел в ней глубину, любовь. Я не избалована хорошей режиссурой. Поэтому сразу согласилась войти в эту постановку. Я бесконечно люблю Спивака-режиссера, он достоин преклонения. Надеюсь, что мне еще повезет встретиться с ним в работе. Я не задумываясь соглашусь на любую роль, которую он мне предложит. С ним очень легко и интересно работать, он чувствует артиста, его индивидуальность, особенности.

    У меня есть сейчас интересные театральные роли, но я настолько ценю поставленный Спиваком спектакль и люблю актеров, восхищаюсь ими (все на своих местах!), что всегда еду в Петербург с радостью. Зрители всегда в конце кричат "браво!", это такое счастье!

    Поделиться