150 минут экранного времени, бюджет 30 миллионов евро, более 200 актеров, 35 000 статистов, музыка Эннио Морриконе и материал, накопленный в течение всей жизни - таковы составляющие фильма Джузеппе Торнаторе "Баария", который выходит в российский прокат.
Самый известный сегодня итальянский режиссер вообще-то думал снять "Баарию" только после того, как ему исполнится 60 лет, - именно тогда, по его мнению, на прошлое можно будет взглянуть более беспристрастно. Но продюсеры уговорили Торнаторе, не дожидаясь круглой даты, снять картину о родном сицилийском городке Багерия, название которого на диалекте звучит как Баария.
Сценарий Торнаторе, как всегда, писал сам. Писал не под конкретных актеров, как было в случае с Жераром Депардье и Романом Полански ("Чистая формальность"), Моникой Беллуччи ("Малена"), - роли сыграли молодой актер Франческо Шанна и фотомодель Маргарет Мадэ, для которой "Баария" стала кинодебютом. Актеров искал долго. Режиссер даже летал в Америку к Роберту Де Ниро, но тот, по иронии судьбы, в этот момент снимался в ремейке фильма самого Торнаторе.
Эпос всегда начинается с мелочи, которой в "Баарии" стал плевок. Мужчина, играющий в карты, плюнув на землю, посылает семилетнего Пеппино за сигаретами, обещая ему деньги, если тот вернется раньше, чем плевок высохнет. Мальчишка со всех ног бежит за сигаретами. Он бежит все быстрее и быстрее и вдруг отрывается от земли - летит! Летит он над родным городом, над Сицилией, сквозь пространство и время, а прибегает обратно только в конце фильма: между первой и последней сценами проходит почти век, события которого и разворачиваются на наших глазах. Так простая, казалось бы, история сицилийской семьи вырастает до уровня модели целого мира, где времени не существует и отправная точка равна финалу, как в апории Зенона о летящей стреле, утверждающей невозможность движения.
Но к пространству Торнаторе подошел со всей тщательностью: для него было важно, чтобы события фильма происходили именно в узнаваемом городе Багерия, а не просто в Сицилии, как это было в случае с оскароносной картиной 1990 года "Кинотеатр "Парадизо". Декорации Баарии были отстроены в Тунисе. Этот город Торнаторе населил такими историческими персонажами, как художник Ренато Гуттузо и поэт Игнацио Буттита, туда приезжают работать режиссер Альберто Латтуада и актер Альберто Сорди. Перед нами - полотно, выписанное детально.
Единственным недостатком фильма можно было бы назвать избыточность - здесь слишком много всего. Но ведь и слишком велико было искушение рассказать обо всем, что стало твоим прошлым.
В свое время, когда Торнаторе показал Федерико Феллини черновую версию своего "Кинотеатра "Парадизо", мэтр посоветовал начинающему режиссеру только одно - сократить. Такой совет не помешал бы Торнаторе и в случае с "Баарией". Еще до выхода фильма режиссер боялся, что картину станут сравнивать с феллиниевским "Амаркордом", но боялся зря. Мир Феллини открыт для любого, кто туда хочет войти, потому что он полон узнаваемых ситуаций, историй и персонажей. В случае с "Баарией" надо родиться в Багерии, чтобы почувствовать себя в мире Торнаторе как дома. Не случайно главные герои говорят на бариотто, диалекте Багерии, и фильм в итальянском прокате впервые в истории итальянского кинематографа вышел в двух версиях: озвученный на итальянском языке и на диалекте.
В одном интервью Торнаторе сравнил свой фильм с кораблем, в котором живут его герои. Имя этому кораблю - "Багерия", и по купленным кинобилетам попасть на него вам, скорее всего, не удастся. Но попробовать все-таки стоит: корабль большой, яркий, там много интересных пассажиров, и главное - он плывет.