Добиться разрешения на исполнение опусов голландского гения Иржи Килиана смог Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Без коротких малолюдных постановок Килиана сегодня невозможно представить ландшафт мирового балета. Непрофессионалу они могут показаться элементарными: в них нет фуэте и жете, вызывающий напор которых способен выбить из кресла даже зрителя-дебютанта, они не могут быть плацдармом для утверждения премьерских амбиций. Вероятно, именно поэтому в России при освоении западного балетного наследия для этих спектаклей до сих пор не находилось места в репертуаре. Но этуали парижской Opera и самые высокооплачиваемые звезды American Ballet Theatre видят в опусах Килиана источник бескорыстного наслаждения чистым танцем. Ради этого они готовы месяцами осваивать непривычную пластику и почувствовать себя лишь частью многофигурной композиции.
Артисты Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко в отличие от западных звезд с мастерами мирового класса в репетиционных залах встречаются крайне редко. Поэтому отточенности, свободы широкого танцевального дыхания, игры в намеки движением мизинца они пока владеют не в той степени, что их предшественники по исполнению "Шести танцев" и "Маленькой смерти" - двух крошечных шедевров Килиана на музыку Моцарта. Но они берут подкупающей увлеченностью людей, открывающих для себя новое мироздание. И самоотверженностью, с которой готовы идти за теми, кто дарит им этот огромный мир. Танцовщики "Станиславского", среди которых есть и ведущие солисты, и артисты кордебалета, исполняют эти балеты с увлечением людей, дорвавшихся до первого бала. Игра с рапирами и бег за кринолинами, примерка пудреных париков и шнурованных корсетов - два балетика Килиана воскрешают куртуазный придворный мир моцартовской эпохи глазами современного человека - вызывают у них чистую радость. И она переливается в зал - овация в финале длится почти столько же, сколько сама премьера.