13.07.2010 06:50
    Поделиться

    "Единороссы" проанализировали эффект от антикризисных мер в регионах

    Эффект от антикризисных мер в регионах проанализировали эксперты в Институте регионов, созданном "Единой Россией", подготовив доклад о тенденциях социально-экономического развития субъектов Федерации.

    Главная мысль, прочно поселяющаяся в мозгу после прочтения обширных статистических сводок за январь-апрель 2010 года: избыток денег тоже создает проблемы. Понятно, что такие доклады пишутся чаще для внутреннего пользования, и одна из основателей этого института, Галина Изотова, этого факта и не скрывает: "Доклад будет использован практически во всех сферах нашей деятельности, прежде всего чтобы помочь нашей фракции в законотворческой деятельности: это, без сомнения, интересный материал и для нашей клубной дискуссионной площадки". Кроме того, он может помочь в поиске решений при формировании межбюджетных отношений или инвестиционных программ для конкретных субъектов, считает Изотова: "Оценивают существующее экономическое положение в регионах по-разному: у кого-то существует иллюзия, что социально-экономическая ситуация в субъектах развивается нормально, у других - что все сложно. Аналитический подход позволяет нам более объективно оценить положение регионов".

    Самую обширную часть доклада занимает анализ рынка труда и занятости для 75 млн работоспособных россиян. По состоянию на 26 мая 2010 года численность безработных снизилась в 78 регионах, а число зарегистрированных в органах занятости выросло в пяти, в том числе в Карачаево-Черкесии и в Калмыкии. При этом в экономически активных регионах показатели безработицы на уровне 1% (Москва, Питер, Ленинградская область), а вот в Тыве - 7,8%. В рамках антикризисной поддержки в декабре прошлого года было принято постановление правительства о предоставлении субсидий для облегчения ситуации на рынке труда. И 82 региона тоже создали свои специальные программы, а из федерального бюджета были выделены на это 35,5 млрд рублей, причем почти вся сумма - 31,7 млрд рублей - была перечислена уже к 1 июня. Правда, потрачено физически территориями было только 12,6 млрд рублей. Изотова пояснила, что подобная практика (опережающее начисление) существует только второй год: "Я работала девять лет первым замгубернатора Вологодской области, и раньше мы деньги получали помесячно, либо все - в четвертом квартале. Мы фактически не успевали эти день ги использовать, не то что спланировать". "Когда деньги не выбираются, как правило, их получение связано с такими сложными правилами игры, что лучше этого не делать, и так во всем мире", - считает член Общественной палаты Вячеслав Глазычев.

    По данным на конец апреля, фактически приступили к работе (на рабочих местах, созданных благодаря программам) 836,5 тыс. человек, или 66% от численности, заявленной регионами. Авторы доклада подробно анализируют меры по опережающему профессиональному обучению, по организации общественных и временных работ, по организации стажировок выпускников, по трудоустройству инвалидов, по оказанию адресной поддержки для переезда ради временного трудоустройства, а также меры по содействию самозанятости (как известно, сам себе лучше всего поможешь). Надо сказать, что реально выполнять все предложенные меры у регионов не очень-то получается. Иногда - по объективным причинам: например, стажировки для выпускников организовывают в июле-августе, поэтому в отчетность они просто не попали. А вот программа опережающего профобучения идет туго: среднероссийский показатель участников от заявленного числа был всего 33%: наиболее активно - в Приволжском и Центральном федеральных округах доля участников от заявленных составила 42% и 37%, а вот в Уральском - всего 14%. Некоторые субъекты Федерации кассово освоили выделенные на эти меры всего 2% (Курская, Псковская, Свердловская, Магаданская области, Приморский край) денег, зато в Ростовской области - 39%. "Да, есть некоторая инертность, без сомнения, бояться регионы потому, что не знают, а останутся ли у них люди, прошедшие переобучение, потом надо понимать, что сперва нужно провести конкурс среди учредителей, то есть не один месяц пройдет, пока система будет отлажена, так что на 1 июня они никак не могли потратить эти деньги", - пояснила Галина Изотова.

    Психологическими особенностями, менталитетом, сложностью принятия решения о переезде, "квартирным вопросом" она объясняет непопулярность у регионов мер по временному переезду для трудоустройства: "Тем не менее по стране в целом на сегодня переселено более 7 тыс. человек по программе. Вот, например, из Набережных Челнов было переселение в Приморский край - на строительство автопредприятия, хотя, конечно, я не могу гарантировать, что средства этой программы будут использованы на сто процентов, тут все-таки большую роль играет человеческий фактор, и его надо уважать".

    Зато по-прежнему большой популярностью у регионов пользуется программа по организации общественных и временных работ: начиная с января фактически приступили к работе 704,8 тыс. человек, или 82% от заявленной численности. Участвуют почти все субъекты Федерации: в 70 регионах более 50% от заявленной численности, самый высокий показатель - более 100% (это возможно - превышение программных показателей по численности в два раза) в Еврейской АО, в республиках Поволжья - от 100 до 140%, в 12 регионах в этих программах оказались задействованы от 8% до 40%. Между тем на презентации предыдущего доклада именно этот пункт критиковали, поскольку чаще всего деньги тратятся на работу дворниками и садовниками - глазу приятно, но инвестиционный эффект нулевой. "Власть обязана это делать - это гарантии, пусть не всегда используемые. Да, в прошлом году не все созданные рабочие места по этой программе были использованы, но это однозначно нужно было делать, потому что это очень важная составляющая антикризисной государственной политики", - считает Изотова.

    - Это очень различается от региона к региону, например, где-нибудь в Тамбовской области развертывание работ по уборке, приведению в порядок полос вдоль автодорог выполняется. Другой вопрос: выделяемые средства невелики и желающих зарабатывать таким образом всегда гораздо меньше, чем запланировано в данных о безработице. Дело в том, что сами наши данные не имеют ни малейшего отношения к действительности, как вы понимаете. Люди, как правило, имеют другие формы занятости, огромное число людей содержится по старинке на половине рабочей недели, в отпусках, и это не значит, что они ничего не делают. Это просто означает, что наша схема сбора статистических данных не настроена на отлавливание тонких движений человеческих масс, - заметил Вячеслав Глазычев.

    Некоторые программы, как по трудоустройству инвалидов, вообще применяются впервые. Работодатели получают 30 тыс. рублей на оборудование рабочего места под конкретного человека, но пока фактически приступили к работе только 348 человек из заявленных 799. Авторы доклада сообщают, что в регионах размер доплаты оценивается как недостаточный.

    В целом же исследование показывает, считает Галина Изотова, что говорить о второй волне кризиса нельзя: "Нет, дело в том, что и для регионов, и особенно для муниципалитетов, 2010 год очень непростой: во-первых, "съедены" все остатки, которые поддерживали в течение 2009 года, во-вторых, принятые в этом году решения еще не адаптированы к местным условиям. А потом реальная кризисная ситуация сейчас просто "спустилась" на уровень муниципалитета и региона. Да, немного снижено финансирование антикризисной программы для регионов, но есть резервы на федеральном уровне, которые всегда могут быть востребованы в целях, если начнется "проседание". Сейчас регионы должны вести очень сдержанную, консервативную финансовую политику". "Нет никакой второй волны кризиса, существует длительный кризис городов в стране и длительный кризис советского индустриального наследства, эта штука длится давно, прикрывалась до финансового кризиса, а сейчас выступает наружу во всей своей красе", - соглашается Глазычев.

    Второй доклад Института регионов появится в сентябре по итогам первого полугодия 2010 года.

    Поделиться