Практически каждая встреча российского руководства с деловыми кругами зарубежных стран не обходится без приглашения потенциальных инвесторов к участию в обновлении производственно-технологического аппарата нашей экономики. Не всегда эти призывы бывают услышаны. И вот почему.
За последнее время практически не сдвинулся с места вопрос, связанный с выделением земельных участков для инвестиционных нужд. По-прежнему требуется огромное количество самых разных разрешений, справок, что затрудняет работу.
Очень сложно подключиться к инженерным сетям. Казалось бы, кризис снизил потребность и в электроэнергии, и в газе, и в других инфраструктурных элементах. Однако поведение естественных монополий ничуть не изменилось.
Целесообразно, чтобы в российскую практику вошел такой институт, как соглашение с инвесторами. Это есть практически во всех странах, с которыми мы конкурируем. Но он абсолютно не применяется в России. Соглашение с инвестором предусматривает те льготы и формы поддержки, которые государство берет на себя, причем на всех уровнях - от федерального до муниципального. С другой стороны - это обязательство инвестора реализовать конкретный проект и в сроки, и в объемах, и по профилю, и на территориях, которые заранее определены. Соответственно должны быть санкции, которые каждая из сторон несет в случае неисполнения обязательств. Это очень важный элемент. И он, самое главное, привычен для инвесторов, работающих на рынках других стран.
Необходимы инвестиционные льготы для компаний, которые начинают работы, что называется, в чистом поле. Когда создается новый производственный объект на принципиально новой территории, то, конечно же, лучше всего предусмотреть налоговые каникулы.
Но, если речь идет об инвестициях в конкретные, уже существующие объекты, с хорошей инфраструктурой, кадрами и так далее, и эти средства нацелены на модернизацию или расширение производства, то правильнее было бы всерьез вернуться к ранее действовавшей льготе, по которой 50 процентов налога на прибыль оставалось в руках компании-инвестора.
На наш взгляд, отмена этой льготы в 2002 году заметно затормозила инвестиционный процесс. И если бы не стремительный рост мировой экономики, наблюдавшийся с 2003 по 2008 год, то инвестиционный процесс сжался бы реально, в физическом выражении.
"Дедушкина оговорка", как известно, гарантирующая возможность изменения законодательства только в пользу инвестора и никоим образом не допускающая ухудшения условий до конца реализации проекта, в российской практике трансформируется в привычное "бабушка надвое сказала". "Дедушкина оговорка" в настоящее время действует только в отношении резидентов особых экономических зон. Реально законом о реформировании единого социального налога эта норма была опровергнута, поскольку общий объем налогового бремени, связанный с социальными платежами, лишь вырос. К 2014 году он достигнет 34 процентов, что негативно воздействует на те планы, которые резиденты экономических зон утвердили и осуществляют. Такая непоследовательность сильно бьет не только по планам инвесторов, но и по репутации государства.
Государственные гарантии - очень острая злободневная тема. До последнего времени в связи с кризисом, по сути, они осуществлялись в режиме ручного управления и в отношении лишь избранного круга, состоящего примерно из 300 компаний так называемого стратегического перечня. Оправданно ли это, когда нам нужно увеличивать инвестиции, чтобы модернизировать стареющий промышленный инфраструктурный потенциал, доставшийся в наследство от Советского Союза? В подобных условиях надо этот инструмент использовать гораздо шире, причем в автоматическом режиме.
Если инвестор реализовывает инвестиционный проект, а особенно если он это делает вместе с институтом развития, то хотя бы на часть этого инвестиционного объема должна быть предоставлена государственная гарантия. И в первую очередь на ту часть, которая относится к формированию инфраструктуры для функционирования будущего объекта, ради которого осуществляются инвестиции.
Следует усовершенствовать систему таможенного оформления. Ведь сейчас, если требуется ввезти оборудование и вложить его в уставный капитал, то сперва надо получить разрешение таможенного органа. И только тогда вы вкладываете в капитал, не платите ввозной НДС. Должно быть все наоборот. Оборудование ввозится, ставится на баланс в качестве вклада в капитал без уплаты НДС. Потом только, если это необходимо, проводится выборочная проверка, что оборудование не перепродали.
Множество резервов кроется в упрощении процедуры и сокращения сроков оформления земельных участков. Здесь наша страна занимает 182-е место из 183. Стыд да и только!
Мы также чрезвычайно отличаемся от стран-конкурентов в кредитовании инвестиционного проектирования. Чтобы снизить процентные ставки, нашим банкам необходимы дешевые и долгосрочные финансовые ресурсы. Найти их можно только за рубежом. Но тогда возникает вопрос, что делать с депозитами, которые население вкладывает в эти банки. Если они тоже будут очень низкими, то это вызовет социальное напряжение в условиях высокой инфляции. Круг замыкается. Инвесторы рассуждают просто. Мы, мол, вынуждены повышать цены на свою продукцию и закладывать соответствующие параметры в бизнес-плане, потому что должны учитывать постоянный рост цен на тарифы и постоянные индексации пенсий и зарплат бюджетникам, в то время, когда весь мир цены снижает и даже сокращает зарплату во время кризисов. А у нас наоборот. Мы в этом плане абсолютно исключительная страна. Практически нет других примеров.
Инвестиции в инновации. Без этой связки вряд ли возможна реальная модернизация экономики. У нас до сих пор в законодательстве не утверждены привычные для инвесторов понятия. Например, национальные инвестиционные системы, и вообще, что такое инновация и что такое инновационная деятельность. У нас венчурные компании, лица, которые участвуют на этом поприще, до сих пор действуют в очень неуютных для себя организационно-правовых формах. Так, закрытые паевые инвестиционные фонды совершенно неприемлемы для венчурного инновационного инвестирования.
Потребуется ряд поправок в Налоговый кодекс, начиная от льгот для бизнес-ангелов, то есть частных инвесторов, которые на свой страх и риск финансируют инновации, и заканчивая многочисленными налоговыми каникулами, налогообложением земли, имущества с учетом особенностей инвестиционного процесса. Наше региональное законодательство довольно разрозненно. Крайне важно унифицировать нормативно-правовое поле, на которое ожидается приход инвестора. Не важно отечественного или иностранного. Когда все законы, поддерживающие инвестиции, в различных субъектах Федерации даже структурно разные, так что в последствиях правоприменения разбираться очень сложно, это, конечно, отвращает инвесторов от вложения средств.