13.07.2010 23:40
    Поделиться

    Телеканалам оказалось невыгодно покупать "свежие" российские мультфильмы

    По мнению экспертов рынка анимации, за последние десять лет российские мультипликаторы создали не больше пяти успешных национальных брендов. Авторы одного из них - мультсериала "Гора самоцветов" - на днях объявили о приостановлении производства.

    "Гору самоцветов" рисуют аниматоры известной московской студии на деньги государственного кинофонда. Однако из-за кризиса очередной бюджетный транш задержали на восемь месяцев. А потом и вовсе объявили, что поддерживать производство сериала кинофонд больше не будет. "Намеченные серии "Горы самоцветов" мы дорисуем на свои деньги, - заявил генеральный директор анимационной студии Лев Бубненков. - Потом проект придется остановить".

     
    Видео: Сергей Куксин

    Этот случай стал поводом к вчерашнему "круглому столу", за которым эксперты российского рынка анимации обсудили многочисленные проблемы отрасли. Казалось бы, что мешает создателям раскрученного мультсериала не зависеть от государственной поддержки и зарабатывать деньги на телевизионных и кинопрокатах? Тем более что не меньше 15 процентов эфирного времени телеканал по закону обязан отводить под детские фильмы и передачи.

    Как оказалось, телевизионным продюсерам невыгодно покупать "свежие" российские мультики. В детское время телеканалы не зарабатывают на рекламе, поэтому предпочитают отдавать эфир под старые диснеевские мультики или советскую анимацию. Эти мультфильмы практически не отягощают бюджет телеканала. А вот за одну секунду нового отечественного анимационного проекта придется заплатить от 70 до 140 долларов, не считая стоимости переноса изображения на пленку и гонорара продюсеру. Печальная история и с кинотеатрами, которые боятся коммерческой несостоятельности современных российских мультфильмов в широком прокате.

    "99 процентов российской анимации может выйти на рынок только в условиях государственной поддержки, - обозначил проблему Лев Бубненков. - Причин много: неразвитый кинорынок, дороговизна производства, интернет-пиратство". При этом объемы российского анимационного рынка невелики. Проекты российских аниматоров чисто физически не смогут заполнить эфирное время, которое сейчас занимают советские и диснеевские мультфильмы. "Нет систематических анимационных курсов и института сценаристов, выпускники которых могли бы заниматься как авторским, так и коммерческим кино", - обозначает вторую проблему известный режиссер-аниматор Гарри Бардин.

    С другой стороны, опыт отдельных анимационных брендов показывает: успешные проекты можно создавать и в условиях сложного российского рынка. Это, например, трилогия про богатырей, "Смешарики" или мультфильм "Лунтик", который идет по одному из центральных телеканалов в самое "горячее" эфирное время - во время передачи "Спокойной ночи, малыши!". "Нужно постоянно разрабатывать и предлагать телеканалам привлекательные проекты, и какой-нибудь из них попадет в эфир, - считает продюсер "Лунтика" Сергей Сельянов. - Выгодный формат - мультсериал из нескольких десятков серий по 4-5 минут".

    Свой вариант поддержки российской анимации предложил генеральный директор известной продюсерской компании Георгий Васильев. Он не повлечет существенных затрат из государственного бюджета, но потребует изменения законодательства. "Можно обязать телеканалы при показе анимационных фильмов определенный процент эфирного времени отдавать современной российской анимации, - поясняет Георгий Васильев. Начать, например, с 10 процентов, а потом постепенно эту цифру увеличивать. Будут показывать наши мультфильмы, будет интерес к ним со стороны зрителей. Будет интерес со стороны зрителей - будут деньги и возможность развития новых проектов".

    Поделиться