14.07.2010 03:05
    Поделиться

    В Свердловской области формируется региональная стратегия развития инновационной деятельности

    О проблемах инновационного развития промышленности Свердловской области и ожиданиях от международных выставки и форума "ИННОПРОМ-2010" рассказывает губернатор Свердловской области Александр Мишарин.

    Российская газета: Александр Сергеевич, насколько, как вам кажется, происходящее сегодня в промышленности Среднего Урала соответствует задачам технологического, инновационного развития?

    Александр Мишарин: Исторически Свердловская область - регион  металлургии. 51 процент объема промышленного производства на Среднем Урале дает эта отрасль. Она абсолютно конкурентоспособна, причем как черная, так и цветная. У нас развиты оборонно-промышленный комплекс, машиностроение. Если взять такой показатель, как объем НИОКР в отношении к объему всего промышленного производства области (у нас он составляет 2,6 процента), то выглядим мы вроде бы неплохо. Это почти в два раза выше, чем в среднем по России, соизмеримо с показателями европейских стран. Но если говорить о перспективе, то это нас не устраивает. Мы серьезно отстаем от развитых стран, например, по такому показателю, как доля предприятий, занятых инновациями. У нас 30 процентов таких предприятий, в Германии - 73, в Соединенных Штатах Америки - около 70.

    Проанализировав ситуацию, мы сейчас принимаем ряд, на мой взгляд, очень важных решений, которые абсолютно соответствуют задачам, которые сегодня поставили руководители страны: нужно стимулировать инновационную деятельность. В первую очередь необходимо менять региональное законодательство. Вместе с Союзом промышленников и предпринимателей мы разработали закон об инновационной деятельности. Что такое инновации? Что относится к инновационной деятельности? Какие механизмы регулирования могут быть задействованы в стимулировании инноваций? Этот закон как раз и позволяет все расставить по своим местам.

    Какие приоритеты мы должны обозначить в инновационной сфере, какие преференции предоставить предприятиям? Сегодня многие инновации связаны с приобретением дорогостоящего оборудования, используемого как для исследований, так и для налаживания серийного производства. Значит, необходимо освобождение или значительное снижение налога на имущество. Инновационная сфера - не торговля, где капитал оборачивается быстро. Требуется отработать несколько лет, чтобы добиться результата. Значит, нужно стимулировать инновационную деятельность через снижение налога на прибыль.

    Кроме того, надо создать площадку для обсуждения проблем развития инновационной деятельности, обмена идеями и технологиями. Нужна такая атмосфера в обществе, которая формировала бы кадры, нацеленные на инновации. Потому что без научных, инженерных  идей, без создания условий для привлечения в эту сферу молодежи задачу нам не решить. Поэтому формирование таких площадок, как выставка "ИННОПРОМ", технопарки, Уральский федеральный университет, других научно-образовательных центров, тоже является обязательным условием решения задачи  инновационного роста.

    По каким-то из перечисленных направлений мы продвинулись чуть дальше, где-то - в самом начале пути, но мы стараемся действовать комплексно, системно, чтобы был результат.

    РГ: На ваш взгляд, какие сегодня главные препятствия на пути технологического прорыва?

    Мишарин: Первое - это кадры. Сегодня уровень заработной платы научных работников в два раза ниже среднего по области. Престиж научной деятельности у нас далеко не тот, каким он должен быть. Введение грантов для ученых, фондов поддержки научной деятельности, формирование научных образовательных центров является важным элементом реализации этой программы.

    Второе -  то, о чем мы уже говорили: необходимо стимулирование инновационной деятельности бизнеса со стороны государства.

    Третье - наша технологическая отсталость: в машиностроении, особенно в станкостроении, в применении микропроцессоров, информационных систем. Впрочем, все это можно купить.

    РГ: Наша академическая и прикладная наука сегодня обладает идеями, которые могут существенно повысить конкурентоспособность промышленности. Зачем покупать технологии, если можно их создавать?

    Мишарин: Новые разработки нельзя купить навсегда. Более того, если ты покупаешь их нерасторопно (к сожалению, у нас это часто происходит), к моменту внедрения они уже устаревают. После того, как ты приобрел технологию, ты должен постоянно работать над тем, чтобы ее совершенствовать. Поэтому на вопрос, можно ли покупать или нужно создавать свое, я отвечаю: конечно, нужно создавать.

    Только вопрос: стоит ли начинать с изобретения колеса? Или лучше стартовать с общего для всех  уровня  технологического развития и на его базе уже начинать двигаться самостоятельно? Когда я говорю, что можно купить технологию, подразумеваю - отдать в правильно сформированную среду, где есть люди, которые смогут воспользоваться этой технологией, есть производство и адекватная законодательная база. Вот тогда будет результат.

    И мы уже такие примеры имеем: нанопорошки, фармацевтические препараты, сорбенты, у нас есть уникальные технологии по производству титана и изделий из него. Результаты такой деятельности уже интегрированы в мировую промышленность. Пример тому - контракты с "Боингом": на базе того, что наработано западными авиастроительными компаниями, мы перепрыгиваем определенные технологические этапы. Так поступают все страны: Китай, США, так делали в свое время Япония, Сингапур. По этому пути нужно идти и нам.

    РГ: Можно ли сказать, что сейчас формируется региональная стратегия развития инновационной деятельности, в которой есть четкие ориентиры, индикаторы оценки результатов и способы их достижения?

    Мишарин: На мой взгляд, у нас есть понимание того, куда двигаться. Важнейший вопрос - развитие малого и среднего бизнеса. Сегодня в этом секторе работают 29 процентов жителей области. В принципе, это уже неплохо. Мы поставили задачу довести этот показатель через два года до 35 процентов. Но гораздо важнее структура малого бизнеса. К сожалению, 80 процентов предприятий малого бизнеса  - это предприятия торговли. Нужно увеличить число предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, в сферах переработки, сельского хозяйства. И тут уместно снова вспомнить о форуме "ИННОПРОМ". Помимо крупнейших компаний мы пригласили на выставку большое количество малых и средних предприятий. Около 500 участников - это те, кто представит свою хоть и небольшую, но интересную экспозицию. Очень важно, чтобы у малого бизнеса был прямой контакт с крупными компаниями, чтобы большие видели, что делают малые.

    На протяжении трех лет мы ежегодно практически удваиваем объем средств, направляемых на поддержку малого и среднего бизнеса. В этом году из областного и федерального бюджетов, из фонда развития малого бизнеса Свердловской области на это направляется 1,7 миллиарда рублей. Программа "Начни свое дело", в рамках которой сначала проводится обучение предпринимателей, потом - подготовка  бизнес-планов, как раз и позволит привлекать все больше и больше участников в инновационный процесс, создавать для него условия.

    Если говорить о приоритетных направлениях господдержки, они известны: это энергоэффективность и энергосбережение во всех сферах деятельности, это применение новых материалов, фармацевтика, это, безусловно, IT-технологии.

    РГ: Вы бы могли выделить отрасли, которые наиболее восприимчивы к инновациям?

    Мишарин: К инновациям восприимчивы все отрасли. Без этого обеспечить конкурентоспособность невозможно. Тот, кто не внедряет инновационные технологии, уходит с рынка. Пример простой - легкая промышленность, которая в свое время составляла 13 процентов от объема промышленного производства по стране и по Свердловской области тоже. Сегодня - менее двух процентов. Посмотрите, носим ли мы российскую одежду? И вопрос не только в том, что в других странах более дешевая рабочая сила. Главное - как раз технологии. В любой отрасли.

    Несколько лет назад мы начали развивать на Урале локомотивостроение. Нам говорят: электровоз должен быть новым процентов на 80, а вы сразу все берете новое! Так не бывает. Но получилось. Сейчас мы подошли к следующему этапу - производству машины с другим двигателем, с новыми приводом и системой управления, другими требованиями к металлу. И ничего иного быть не должно. Сейчас в любой отрасли  идет гонка технологий.

    Если говорить о том, где пока не получается сдвинуть дело с мертвой точки, - это станкостроение. На каком-то этапе мы потеряли возможность участвовать в технологической гонке в этой сфере, и теперь прорыв будет стоить нам дорого. Но если мы не вернем себе передовые позиции в производстве станков, говорить о дальнейшем участии в мировом рынке инноваций будет очень сложно.

    РГ: Что дадут промышленный форум и выставка экономике Свердловской области?

    Мишарин: Выставка проводится в соответствии с постановлением правительства, поддержана руководством страны, и вот почему. В России уже есть хорошая практика проведения экономических и инвестиционных форумов - в Санкт-Петербурге, в Сочи. Но у нас нет площадки, на которой могут быть представлены новые промышленные технологии, разработки и на которой те, кто ими занимается, могут вести дискуссии.

    Средний Урал - это крупный промышленный регион, Екатеринбург - образовательный и научный центр, и в силу этих особенностей мы решили создать здесь промышленную инновационную площадку.

    Ганноверская промышленная выставка - это амбициозный прообраз нашей. Мы только-только начинаем, но такую высокую планку надо иметь перед глазами. Подобная выставка должна располагаться на 100 и более тысячах квадратных метров, а в идеале - 150-200 тысяч.  Всероссийский выставочный центр - 90 тысяч квадратных метров.

    В этом году мы запускаем пилотный проект - первые 40 тысяч квадратных метров выставочных площадей. Наверное, будет тяжело, но начинать нужно. Мы поставили задачу повышения узнаваемости региона в мире и привлечения в него инвестиций. Это невозможно без формирования делового имиджа, без раскрытия своих возможностей, увеличения экспортного потенциала. Наша промышленность без экспорта не выживет, потому что внутренний спрос на ее продукцию пока гораздо меньше, чем объем производства. Выставка - это возможность для уральской промышленности представить все, что она делает, и продвинуть свою продукцию на рынки за пределы области и России.

    Отмечу, что в этом году выставка "ИННОПРОМ-2010" совпадает с очень важным и масштабным мероприятием - "Санкт-Петербургским диалогом", межправительственными консультациями на высшем уровне между Россией и Германией. Это, безусловно, дает нам некие преимущества. А дальше нам нужно развивать этот проект, делать его ежегодным и узнаваемым.

    Поделиться