В Ейске прошел кинофестиваль, учрежденный Госфильмофондом России и посвященный 90-летию со дня рождения Сергея Бондарчука и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Программа, по пожеланию администрации Ейского района, была сформирована в основном из патриотических фильмов, ретроспективных показов картин Сергея Бондарчука (который учился в Ейской школе и здесь же занимался в театральном кружке) и новых серьезных, и, главное, насколько возможно - позитивных российских картин, которые в подавляющем большинстве до провинциальных городов не доходят. Новый кинофестиваль как раз и был призван восполнить этот пробел.
Жюри возглавил режиссер Дмитрий Астрахан, а президентом кинофестиваля "Ейский маяк" стала актриса, вдова Сергея Бондарчука Ирина Скобцева. После объявления победителей Дмитрий Астрахан прокомментировал итоги кинофестиваля для "Российской газеты" и рассказал, как соскучились люди по простым эмоциональным человеческим вещам.
Российская газета: Лучшим фильмом кинофестиваля вы назвали "Улыбку Бога, или Чисто одесскую историю" Владимира Аленикова. Лучшую мужскую роль исполнил Александр Коршунов в фильме Сергея Ольденбург-Свинцова "Голубка", женскую - там же - Инга Оболдина. Спецприз жюри вы присудили сценаристу и драматургу Владимиру Гуркину (посмертно) за фильм "Люди добрые". Какая-нибудь борьба внутри жюри была?
Дмитрий Астрахан: Борьбы не было, мы сразу выделили три названных картины: "Улыбку Бога", "Голубку" и следующим номером шли "Люди добрые". Три картины, где есть сценарии, есть внятный смысл, выраженная идея, и это кино, которое интересно смотреть. Из этого мы и исходили.
РГ: Это была ваша принципиальная позиция - отмечать в рамках фестиваля наградами именно "кино для людей"?
Астрахан: Это были лучшие фильмы из представленных на конкурсе. А что такое кино для людей - этого деления я не понимаю. По такому принципу давайте сделаем кино для зверей, кино для кошек... Я не членю кино на кино для людей и кино для кого бы то ни было еще: есть хорошие фильмы и есть плохие. Есть интересные, а есть - нет. Вот и все.
И в жюри, в общем, не было разногласий и вопросов. "Улыбка Бога" - веселый фильм, сделан в занимательном жанре, жанре самом трудном, потому что здесь критерий очень простой: либо это смешно, либо не смешно, а если не смешно, то это плохо сразу. Вообще комедия, на мой взгляд, самый сложный жанр. Это высшее мастерство.
РГ: Да, тем более что трагедию и без кино можно из любой ситуации сделать.
Астрахан: А для комедии нужен особый талант... И в "Голубке" было много подобных моментов. На этих двух картинах я понимал, что происходит, что кино вообще живо, что это вообще кино. И было ясно, о чем думают люди, которые это кино снимают. И в чем я убедился на фестивале - люди ждут такое кино. Зрители соскучились по простым человеческим вещам, по эмоциональности. На таких картинах зал стоял. Такое нельзя не замечать.
РГ: Во внеконкурсном показе вы представляли свою картину "На свете живут добрые и хорошие люди"...
Астрахан: Если есть возможность показать, я всегда с удовольствием показываю свои картины. Даже когда мне сказали: "Твой фильм выложили в Интернете, тебя столько скачивают", - я не очень сильно расстроился. Для меня любой показ - это плюс, мне важно, чтобы кино смотрели.
РГ: В Ейске вы каких-нибудь новых персонажей для своих новых фильмов подметили? Местные обычаи подарили идею?
Астрахан: Что я прежде всего для себя отметил: все, кто устраивал фестиваль, все старались сделать так, чтобы он тепло запомнился. В наше время, когда нет денег, тяжело... Я сначала подумал: ну, это будет тусовка для своих, но по реакции города я понял, как люди этого ждут, что для них такое событие, такая радость и такая гордость, что к ним приезжают известные артисты. Они их всех знают и так тепло принимают! Мне было приятно, что зрители хорошо знают и мои картины... А если говорить о том, что мне больше всего понравилось, я поражен, как на открытии фестиваля выступал хор "Кубанская вольница": потрясающе ребята пели! Меня так "зацепила" их песня "Ой беда, беда, беда", она и с тоской, и с весельем, ну всё в ней есть: и минор и мажор, всё читается... А как все - и двадцатилетние, и семидесятилетние - радовались и подпевали, когда один наш актер исполнял советские песни про любовь к родине, такое было счастье на лицах! Я лишний раз убедился, что люди ностальгируют о том знаковом для нас времени, как это ни парадоксально. Ведь пришедший капитализм - что-то тут не наше. Не свое, не родное...