Росреестр приступает ко второму этапу эксперимента по введению электронных госуслуг

Росреестр приступает ко второму этапу эксперимента по введению электронных госуслуг. Корреспондент "РБГ" встретился с заместителем руководителя Росреестра Сергеем Сапельниковым, чтобы узнать подробности.

- Оцените, пожалуйста, промежуточные итоги внедрения системы электронных госуслуг применительно к Росреестру.

- Во-первых, мы начали региональную экспансию: вместо 12 территорий эксперимент по осуществлению госуслуг в электронном виде будет проводиться в 35. Во-вторых, расширяем функционал: комплекс, связанный с кадастром, дополняем комплексом, связанным с ЕГРП. Приказ об этом лежит на регистрации в минюсте. Как только он будет подписан, регионы получат возможность взаимодействовать с реестром государственных прав в электронном виде. Я думаю, это произойдет уже в августе - сентябре.

- Сколько запросов на выдачу выписок из ГКН в электронном виде обработано к сегодняшнему дню?

- За прошедшие пять месяцев мы получили 115 тысяч запросов, выдали около 105 тысяч выписок из ГКН. Тоже в электронном виде. Такая выписка представляет собой специальный машиночитаемый файл, подписанный ЭЦП нашего сотрудника.

- Кто чаще всего прибегает к такому способу получения информации?

- Крупные пользователи, например, риелторы, им это удобно с точки зрения накопления базы. Кадастровые инженеры: уже сейчас акты согласования границ они заверяют ЭЦП и отсылают нам в сканированном виде. Мы предполагаем, что электронным обменом информацией вскоре смогут воспользоваться и нотариусы. При заверении имущественных сделок или оформлении наследственной массы им достаточно будет отправить запрос в электронном виде в Росреестр, и мы предоставим всю необходимую информацию по объектам.

- Когда же наконец начнется прием документов от граждан в электронном виде?

- Мы уже начали принимать документы на регистрацию в электронном виде, но пока половинчато: на сайте Росреестра есть специальная программа, которую можно скачать, заполнить шаблон заявления, распечатать и принести в отдел регистрации (вместе с электронным файлом и оригиналами документов) или отправить по почте. Понятно, что это нельзя назвать электронным циклом в полном смысле слова, но и у такого способа есть преимущества. Во-первых, правообладатель совершает меньше ошибок при заполнении бумаг, во-вторых, время приема документов сокращается с 30-40 минут до 7-8.

По вновь поставленным на учет объектам в следующем году мы планируем эксперимент: полный перевод всего цикла подачи и оформления документов в электронный вид. По старым объектам это нереально, к сожалению: машиночитаемый файл подделать невозможно, а вот сканированное свидетельство - запросто. Возникают слишком большие риски для правообладателя.

Кроме того, чтобы граждане могли воспользоваться такой услугой, они должны иметь личные ЭЦП. Сейчас во многих крупных городах реализуются проекты по внедрению электронных социальных карт, если они будут востребованы, круг замкнется, и все обладатели "электронных кошельков" горожанина станут потенциальными потребителями наших услуг.

- Уже давно обсуждается возможность оплаты госпошлины через Интернет или платежные терминалы. Есть подвижки в этом вопросе?

- Два приказа уже лежат на согласовании в минфине и минюсте. Скорее всего, в августе они будут подписаны. Как будут платить правообладатели? Либо с помощью банковской карты (любой - VISA,MASTERCARD) банка, заключившего соглашение на основе публичной оферты с Росреестром. Либо через платежные терминалы, через которые сегодня оплачиваются услуги сотовой связи, ЖКХ. Больше не нужно будет приходить с квитанциями к нам. Достаточно заполнить заявление в Интернете и подписать его своей ЭЦП. После этого вам генерируется код платежа. Если вы не смогли оплатить его банковской картой, можно в течение пяти дней сделать это в любом из присоединившихся к соглашению банков.