20.08.2010 14:07
    Поделиться

    На экраны России выходит режиссерская версия "Аватара"

    В России начинается второй цикл проката "Аватара". Фильм стал длиннее на девять минут, что дает авторам и прокатчикам право говорить о "режиссерской версии фильма". Подобие этой режиссерской версии, по-видимому, принесет еще 20-25 млн. долларов, которые, конечно же, не станут лишними даже на фоне впечатляющей начальной суммы "кассы" в 2,7 млрд. А в скором времени Кэмерон обещает снять продолжение приключений синих хвостатых великанов на Пандоре и в ее окрестностях.

    Произойдет это, по подсчетам Кэмерона, года через три. При нынешних темпах развития технологий за это время многое в киномире изменится до неузнаваемости, и удастся ли режиссеру сделать еще одну революцию в мире цвета и компьютерных технологий - сказать трудно. Но в любом случае не стать рекордсменом по кассовым сбором новый "Аватар" не сможет. Он не знает пощады.

    Признаюсь: я все сделаю для того, чтобы к моменту выходу в свет продолжения "Аватара" оказаться в отпуске или в затяжной командировке на краю света, где нет кинотеатров и интернета. Дело в том, что я не справлюсь, честное слово. Поверьте: всякий нормальный кинокритик не только ничего не понимает в блокбастерах - он и не должен в них ничего понимать. В этом пока неловко признаваться, и за всех своих коллег я, разумеется, ручаться не могу, но логика берет свое: кинематограф и шоу-бизнес разошлись настолько далеко, что пора придумывать и выпускать в свет новую профессию, что-нибудь вроде "блокбастеровед" или "блокбастеролог".

    Из-за современных скоростей путаница в человеческих мозгах нынче катастрофическая. Оно и понятно - угнаться за реальностью, взявшей в карьер с резвостью одного из аватаровских летающих чудо-зверей, не способен и самый подготовленный изощренный мозг. Даже самая юная поросль выросла еще с осознанием того, что кино едино и неделимо. Разговоры о просто кинематографе и кинематографе авторском появились совсем недавно, буквально несколько лет назад. И до сих пор, кстати, понятие "авторское кино" является чем-то вроде пароля, кода доступа к беседе просвещенных. Адекватного определения нет и, скорее всего, всякое определение будет грешить слишком явными формальными признаками, никак не проясняющими суть дела.

    Так вот, я уже сейчас придумываю отговорку для будущего шефа, который строго спросит меня: "А где у нас рецензия на Аватар-2"? Однако надеюсь, что мой будущий шеф окажется человеком адекватным и представляющим себе количество парсек, отделяющих превосходный, талантливый, мегадорогостоящий, виртуозно исполненный "Аватар" от искусства. Надеюсь также, что к тому времени хотя бы объявят первый набор во ВГИК на отделение  критики блокбастеров, назвав это как-нибудь поприличнее - "критик коммерческого кино". Эта вновь народившаяся генерация кинокритиков сможет хотя бы написать внятную рецензию на какого-нибудь "Принца Персии", снятого как экранизация известной компьютерной игры. У меня, например, не получилось подступиться к рецензии на фильм Павла Санаева "На игре" - тамошнее кинопространство освоено не ведомыми для меня способами и населено не ведомыми для меня проблемами.

    При этом новая генерация критиков - что уж лукавить - вряд ли будет в состоянии профессионально отреагировать на новый фильм Германа, Сокурова, Триера или Джармуша. И настанет наконец эра нашего, кинокритического благоденствия. Нам, старшему поколению, не надо будет выдавливать из себя, как засохшую зубную пасту из тюбика, рецензии на не очень понятные произведения киношоу-бизнеса, а знатоки новейших компьютерных технологий избавят себя от бессонных ночей над текстами о немыслимых заоблачных Германах и Бергманах.

    А если прекратится путаница в журналистских мозгах - быть может, чуть меньше ее станет в мире вообще, и перестанут Ксению Собчак называть писателем, "Российский сыр" - сыром, а блокбастер - произведением киноискусства.

    Поделиться