В сентябре депутаты Госдумы определят четкие правовые основания для привлечения членов органов управления компании к ответственности. К первому чтению подготовлен правительственный законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ".
Сегодня положения, регулирующие ответственность руководителей предприятий, содержатся в Гражданском кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, законах "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью". По мнению разработчиков инициатив, основным недостатком существующих правовых норм является их слишком общий характер. В частности, из положений закона не ясно, какое именно поведение должно считаться недобросовестным или неразумным. В результате привлечь нерадивых менеджеров к ответственности очень сложно. Анализ судебной практики показывает, что иски о возмещении руководителями компаний убытков, причиненных обществу, предъявляются крайне редко. Еще реже судами выносятся решения о взыскании таких убытков, прежде всего в силу того, что все бремя доказывания лежит на истце, а судам сложно применять категории добросовестности и разумности применительно к конкретным управленческим ситуациям в хозяйственном обществе.
Законопроект, по мнению экспертов, ликвидирует пробелы российского корпоративного права. "Принятие закона, на мой взгляд, должно позитивно отразиться на инвестиционном климате России, поскольку повысит прозрачность и подотчетность деятельности руководства предприятия перед его собственниками, - считает Александра Лозовая, заместитель начальника аналитического отдела "Инвесткафе". - Законопроект усиливает защиту прав собственников от злонамеренных действий менеджмента предприятий, дает собственникам больше оснований для успешного оспаривания недобросовестных действий менеджмента в судах".
В первую очередь на законодательном уровне закрепляются наиболее значимые критерии разумности и добросовестности поведения менеджеров компании. Как пояснила эксперт, в мировой практике корпоративного права аналогом этих понятий служат заботливость (duty of care) и лояльность (duty of loyalty).
По общему правилу руководитель считается действовавшим с надлежащей степенью заботливости, если его решения основывались на достаточной информированности обо всех обстоятельствах, которые могут оказать влияние на содержание принимаемого решения. Проявление лояльности по отношению к компании связывается в основном с отсутствием в действиях руководителя при принятии решения конфликта интересов.
Согласно документу, теперь члены органов управления компании будут обязаны информировать уполномоченный орган компании о наличии конфликта интересов, нести ответственность за действия, повлекшие убытки предприятия. Законопроект устанавливает субсидиарную (дополнительную) ответственность руководителей компании за убытки, причиненные акционерам вследствие нарушения их прав в части размещения эмиссионных бумаг общества, либо нарушения сроков и порядка выплаты дивидендов.
Как отметил Дмитрий Терентьев, партнер правого бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры", в законопроекте есть очень прогрессивная идея - авторы документа предлагают страховать ответственность органов управления общества. "Это дает всем участникам бизнеса дополнительную защиту - помимо руководства организации за происходящее будет отвечать страховая компания, что существенно снижает риски. Если законопроект будет принят, и акционеры, и инвесторы будут защищены лучше", - считает эксперт.
В новом законе прописаны положения об ответственности членов совета директоров, которые назначаются государством. "В настоящее время к членам совета директоров, назначаемых государством и избираемых акционерами, применяются единые требования, что неправильно, - говорит Александра Лозовая. - В ряде случаев член совета директоров "от государства" выполняет государственные директивы, но не выражает свою волю. Если акционер выигрывает иск против руководителя, назначенного в компанию государством, то возмещение по иску предусмотрено из государственной казны".
Помимо этого законопроект определяет механизмы распределения и компенсации судебных расходов по искам к руководителям компании со стороны акционеров. Кроме того, законопроект устанавливает перечень случаев, когда акционер может обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных непосредственно ему, а не обществу.
Эксперт напомнила, что российские акции, по инвестиционной привлекательности всегда уступавшие всем своим конкурентам из БРИК, и по сей день остаются в числе аутсайдеров. Задача властей - сделать инвестиционный климат в стране более привлекательным, чтобы привлечь иностранных инвесторов, как прямых, так и портфельных.
При всей привлекательности законопроекта некоторые эксперты считают, что бизнес к новшествам не готов.
"Предлагаемый законопроект, по сути, является трендовым продолжением доктрины по радикальному изменению корпоративного законодательства, курс на которую взят в этом году, - говорит Александр Айвазов, управляющий партнер, директор департамента инвестиционно-банковских услуг ИГ "Норд-Капитал". - Я думаю, предприниматели (учредители, акционеры) весьма положительно отреагируют на большинство нововведений. Однако имеется несколько существенных моментов, к которым, боюсь, наше бизнес-сообщество не готово".
По словам эксперта, внедрение любых изменений требует тщательной подготовки не только с точки зрения законодательной базы. Необходима глубокая проработка системы влияния таких новшеств на структуру делового оборота, принятого в нашей стране. "На мой взгляд, существующая культура управления и делового оборота не готова полноценно реализовывать все преимущества предлагаемого законопроекта, - считает Александр Айвазов. - Большинство компаний в России управляются по "устным" директивам, причем зачастую людьми, не имеющими юридического права давать такие директивы. Введение указанных поправок драматически скажется на подобной системе взаимодействия. Предприниматели, думаю, пока не готовы к изменениям такого масштаба".