В кинематографических вузах довольно распространено задание - снять трехминутный или короткометражный фильм на заданную тему.
Самому или с друзьями придумать идею, сценарий, найти актеров… Потом глядишь - один сюжет перекликается с другим, режиссеры смешиваются с актерами, один мелькает в кадре у другого… Спустя время уже состоявшиеся мэтры и их поклонники так любят пересматривать эти первые опыты.
Фильм "Москва, я люблю тебя!" напоминает такое задание. Условия были таковы: нужно снять фильм протяженностью пять минут, посвященный российской столице и обязательно позитивный.
Первоначально новелл в фильме должно было быть 20, но вмешался кризис и их стало 18. В прокате фильм выйдет в двух вариантах - во втором 15 новелл. Не войдут в короткую версию новеллы Аллы Суриковой "Королева", Георгия Параджанова "Валерик" и Элины Суни "Барада (Неприятная ситуация)". Но к этому мы еще вернемся. А пока - первое впечатление о фильме.
С чего может начинаться фильм "Москва я люблю тебя!"? Самый банальный ответ - со здания одной из восьми московских высоток, где в одной из квартир пара занимается любовью. Он - иностранец, она - русская. Если бы можно было заниматься любовью на Красной площади, то, несомненно, это бы было первым кадром… Московские высотки, как и Красная площадь, встречаются в большинстве новелл. В некоторых - иностранцы, говорящие почему-то с сильным русским акцентом, и общежития - со времен картины "Москва слезам не верит" они изменились в худшую сторону (кстати, в картине есть перекличка времен - постер этого фильма - классики отечественного кино на английском языке).
Современные российские режиссеры видят Москву в большинстве своем весьма однотипно. И героев выбирают, явно предпочитая нищих, попрошаек, дворников, аниматоров, в смешных нарядах продающих тот или иной съедобный продукт, рабочих, братков, гастарбайтеров… Средний класс, к сожалению, практически не показан. Гламурный, к счастью, тоже. Новеллы неравномерны. Одни откровенно банальны, другие несут в себе необычные ходы. В одних актеры спасают сюжет, в других - наоборот. И не покидает ощущение, что почти все авторы учились у одного педагога. Хотя возраст режиссеров разнится - от 30 до 91 года.
Что любопытно, атмосфера города при этом передается. И именно это позволяет лишний раз сравнивать фильм с картинами "Нью-Йорк, я люблю тебя!" и "Париж, я люблю тебя!". И даже с картиной "Питер FM", хотя она явно посильнее "Москвы…". Глядя этот фильм, лучше начинаешь понимать современную Москву. И понимаешь, что искренность ей идет - такая, какая встречается в героях, сыгранных Евгением Стычкиным и Евгенией Добровольской (новелла "Он и она"). Что столице по-прежнему, со времен Булгакова, весьма к лицу воландщина - ее прекрасно воплощает Максим Суханов ("Улыбка летней ночи"). Что ей идет сюр - новелла "Объект номер один" Мурада Ибрагимбекова, человечность, которая внезапно просыпается даже в убийце (Евгений Миронов в новелле Веры Сторожевой "Скрипач"). И невероятно - юмор - "Москвичи" Егора Кончаловского. Что наш город состоит из странностей - новелла о женщине-художнике, которая не видит дневного света ("Этюд в светлых тонах"), и из глупостей - роль, сыгранная Федором Бондарчуком в новелле "Высотка" прямо просится на пародию в программу "Большая разница".
К концу фильма - даже в 15-новелльном варианте несколько устаешь от смены героев и декораций. Что-то подзабываешь. Но потом, спустя пару дней, прогуливаясь по Москве, понимаешь, что некоторые из новелл и героев остались в памяти.
P.S. Отдельное спасибо авторам, что в фильме мало балалаек, матрешек и водки.
Егор Кончаловский, креативный продюсер фильма "Москва, я люблю тебя!"
Российская газета: Егор, вы монтировали окончательный вариант фильма?
Егор Кончаловский: Нет.
РГ: Меня интересует, по какому принципу расположены новеллы?
Кончаловский: Никаких принципов нет. Единственный принцип, который соблюдался для того, в каком именно порядке расставить новеллы, - мое субъективное ощущение, интуиция, что совершенно не значит, что они расставлены правильно. Мне показалось, что нужно так. И никто мне не сказал иначе.
РГ: В фильме - значительная доля юмора, особенно в вашей новелле - "Москвичи". Почему так? Про Москву без юмора не расскажешь?
Кончаловский: Юмор - очень важная часть жизни такого города, как Москва. Если исключить юмор из своих взаимоотношений с этим городом, будет очень тяжело. Большой город - он давит, высасывает энергию. Хотя иногда и дает ее. У меня изначально была в планах другая история. Но Иван Охлобыстин предложил мне эту. Мне она очень понравилась, и именно своей юмористической составляющей. Но у нас же не все истории смешные. Есть и лирические, и комиксного плана… Но юмор - очень важен, особенно если пытаешься сделать фильм позитивный. А у нас было два посыла: сделать фильм пятиминутный и такой, чтобы он оставлял ощущение позитива. Второе - получилось. А в пять минут многие не уложились. И вот тут я влез и подмонтировал. Естественно, с разрешения авторов.
РГ: Почему в вариант 15 новелл не вошли именно три новеллы: Суриковой, Параджанова и Суни?
Кончаловский: Насколько я понимаю, проводился какой-то опрос, аналитика..
РГ:…то есть это - не ваше решение?
Кончаловский: Когда я заканчиваю какое-то кино, то сознательно стараюсь сделать так, чтобы за мной не тянулся шлейф забот. Я сдал этот фильм. А уже через месяц заканчиваю следующую картину. Нужно так: закончить фильм и перестать о нем волноваться, иначе ты никак не можешь освободиться от проекта. Так я и сделал. А задача прокатной компании, продюсера, максимально хорошо продать фильм. Когда возникло желание картину сократить, появилась возможность сделать две версии - 15 новелл и 18. Копии с более длинной версией пойдут в тех кинотеатрах, куда люди ходят не сидеть и целоваться в последнем ряду, не есть поп- корн, а смотреть кино. Так что в таком сокращении есть определенная логика. Хотя конечно выбор - он всегда субъективен. А этот проект - он вообще набор субъективностей. Вот этот сценарий нам понравился, мы его и взяли.
РГ: Но все же при создании картины должна быть некая уравновешенность. Вот мало, например, в фильме представителей среднего класса. Понятно, что по законам кинопроката на бомжей люди смотрят лучше…
Кончаловский: Вот я встречаюсь с хорошим режиссером. Например, с Мурадом Ибрагимбековым. Спрашиваю: "Ты хочешь сделать пятиминутку? Деньги - символические. Твоя работа - это автограф. Что бы ты хотел написать?" И он пишет историю про двух монтажников-высотников, которые отмывают памятники культуры. Нам в этом проекте было важно, чтобы автор снимал то, что ему близко и нравится. Чтобы он не работал, как плохой клипмейкер, за деньги.
РГ: Но у вас у самого после просмотра не было таких мыслей, мол, достаточно однобоко…
Кончаловский: У меня вообще мыслей мало. (Смеется.) Я отношусь к этому проекту как к коллективному. И мне трудно судить. Потому что то, что нравится в нем мне, совершенно не нравится другим.
РГ: А вам нравится…
Кончаловский: "Объект номер один" и "Этюд в светлых тонах". И мой сюжет, но меньше, чем "Объект номер один", который, кстати, в конкурсе короткометражек участвовал в Венецианском кинофестивале. И ничего не получил. Удивительно! Но мне было важно не покрытие всех социальных слоев - а где же наш менеджер среднего звена, где московские проститутки? А чтобы режиссерам было комфортно работать с тем материалом, который они нам предлагали. Вот пришел, к примеру, мой товарищ-режиссер Алексей Серебряков , и в ответ на мою просьбу принести хорошую позитивную историю принес ту, где ветеран хоронит собаку…Она не вошла. Или Юра Грымов сказал: "Да, отличный проект. Но я ненавижу Москву".
РГ: Совсем не было попыток пригласить поучаствовать в этой картине иностранных режиссеров? Чтобы они показали свой взгляд на Москву.
Кончаловский: А с какой целью? Мы не смогли сюда пригласить Мартина Скорсезе и Стивена Спилберга, поэтому взяли Ибрагимбекова? Я хотел бы, чтобы в этом проекте участвовало больше людей с пространства бывшего Советского Союза: 15 режиссеров из стран каждой бывшей советской республики. Но это, к сожалению, невозможно. Не было такой задачи, и она никогда не ставилась. У меня сейчас есть проект, на который я буду привлекать иностранных режиссеров. Он гораздо масштабнее, более дорогостоящий и рискованный. И не надо забывать еще одну вещь - это первый опыт в новой России создания киноальманаха. Я не помню советские альманахи, кроме "Ералаша" и "Фитиля", который, к слову, делал мой дед. Это был первый опыт. И очень трудный. 18 съемочных площадок! И если бы при этом я должен был еще удовлетворять какие-то капризы, скажем, Софии Копполы…
РГ: Как чувствовали себя в роли фотожурналиста в новелле "В центре ГУМа у фонтана"?
Кончаловский: Есть артисты от бога. А мне просто нравится время от времени показать свое лицо в том, что имеет ко мне отношение. Артист я плохой. Просто меня моя сестра Катя Двигубская - режиссер по совместительству - попросила поучаствовать. Я пришел. Причем в кадре я по-казахски говорю "спасибо". А это очень важно. Потому что я буду делать премьеру в Казахстане, а казахов это всегда умиляет. Я очень их люблю и сейчас заканчиваю в Казахстане новую картину.
Между тем
Мы связались с Аллой Ильиничной Суриковой и спросили ее мнение по поводу отсутствия новеллы "Королева" с Марией Мироновой в главной роли в той версии фильма, где представлены 15 новелл.
Ответ режиссера был таков:
- Я в шоке как от принятого продюсером решения об исключении моей новеллы "Королева" из фильма, так и от разговора с самим продюсером. Он сказал, что она - артхаус (для меня это большая неожиданность и большая честь - наконец из зрительских режиссеров "выбиться" в артхаузные!). Моя новелла "Королева" была на "Кинотавре". Много народу ее там видели, она им очень понравилась, и они тоже сильно удивились, узнав, что ее нет в окончательной версии фильма. Вот так я стала "полочным" режиссером.
В Москву? За счастьем?
Поглощаем частный капитал и перемалываем его. По-нашему, по-московски.
Потеряешь ритм, потеряешь силу.
Юсуп, коренной москвич, любит черепа и Изабеллу Юрьевну.
Это наш город!
Но вы не справились…
Москва - это большая постель: все спят со всеми и все врут.
Теперь тебя пустят на Объект номер один.