22.09.2010 23:25
    Поделиться

    Смоленские школьники учатся противодействовать коррупции

    4800 старшеклассников приняли участие в "Неделе противодействия коррупции", придуманной городским комитетом по местному самоуправлению и молодежной политике.

    Антикоррупционные уроки должны были заставить подрастающее поколение задуматься, что представляет собой это явление, можно ли взять его под контроль. К обсуждению готовились - например, во многих школах проводились социологические исследования, призванные выяснить, как к коррупции относятся школьники и их родители. Обсуждение полученных результатов, как правило, проводилось в форме свободной дискуссии: класс разделялся на группы с противоположными позициями, каждая из которых пыталась доказать учителю свою правоту.

    В одном из старших классов гимназии имени Николая Пржевальского таких групп оказалось две: члены одной доказывали, что коррупция неизбежна и бороться с ней бессмысленно, вторые - что победа все-таки возможна. Предварительно проведенный опрос позволил установить, что больше половины учащихся 11 класса, принявших в нем участие, готовы дать взятку милиционеру, учителю и в особенности врачу, но при этом оставляют за собой право их осуждать. Дискуссия у ребят тоже получилась неожиданной. Например, прозвучало мнение, что коррупция является злом потому, что небогатый человек, не способный дать взятку, оказывается в неравном положении по сравнению с богатым. Его права нарушаются, поскольку он не в состоянии получить качественную медицинскую помощь или услуги в сфере образования. Ребята считают, что виной всему низкая зарплата - например, по их мнению, милиционеры берут взятки, поскольку им не на что жить, а врачам все суют деньги просто из жалости. Работники в наиболее коррумпированных сферах, говорят старшеклассники, не дорожат своим местом и не боятся его потерять. Социальное неравенство, по их мнению, будет всегда, а это означает, что решить проблему богатому человеку всегда будет проще - он просто заплатит, кому надо, и добьется нужного результата. Кроме того, смоленские гимназисты знают, что коррупция в России существовала с тех самых пор, как появилось государство, и как ни пытались с ней бороться, все было без толку. Еще благополучию коррупции способствуют менталитет жителей России (этот тезис подробно не развивался) и несовершенство законов, "многие из которых достались нам в наследство от Советского Союза".

    В качестве мер, которые нужно предпринять для борьбы с коррупцией, были предложены ужесточение ответственности, активизация действий правоохранительных органов, привлечение средств массовой информации, повышение зарплаты в наиболее коррупционных сферах. Старшеклассники признали, что нужно пересмотреть и свое собственное отношение к этому явлению: "нужно перестать давать взятки, потому что это такое же преступление", но при этом речь шла именно о личном отношении отдельного инвидуума. И учителя, и школьники считают Россию патерналистским государством и считают, что бороться с коррупцией должна именно власть. Самым удивительным было заявление юноши о том, что коррупцию победит бедность: когда у человека не будет денег на взятку, он и давать ее не станет и вымогать у него деньги будет бесполезно.

    Поделиться