Где сокрыта победа или погибель нынешнего коалиционного правительства Британии? В ларце у нового лидера оппозиционных лейбористов. Именно так считает добрая половина альбионских обозревателей после состоявшихся в минувшую субботу в ходе партконференции в Манчестере выборов главы разбитой армады брауновской партии.
Поверженная на майских выборах после 13 лет правления "партия труда" (Labour - труд; рабочая сила. - Ред.) впервые за последние 80 лет осталась в оппозиции в гордом одиночестве (не считая весьма мелких, не делающих погоду остальных партий). Вечные вторые британские оппозиционеры в лице партии либеральных демократов после майских выборов непостижимым образом счастливо слились в едином строю со своими непримиримыми идеологическими соперниками консерваторами и сформировали с ними правящую коалицию. Вся надежда проигравших избирателей вытряхнуть коалицию Кэмерона -Клегга с Даунинг-стрит, 10, легла, таким образом, на Лейбористскую партию.
И кому же вручили в руки упавшее знамя? Из "золотого конверта" кандидатов вылезло в субботу вечером имя Эда Милибэнда, бывшего министра энергетики и охраны окружающей среды брауновского правительства. Не того самого Милибэнда, что заправлял при лейбористах внешней политикой Альбиона. Но зато того самого кровного младшего брата "того самого" Дэвида.
И радости правящих консерваторов-либдемов не было при этом конца. Что в переводе означает: избрали наименее опасного противника из возможных. Почему же так? Самый очевидный ответ на этот вопрос: Эд Милибэнд никогда не будет выглядеть премьер-министром. Интеллигентный и обаятельный 40-летний выпускник Оксфорда в отличие от своего старшего брата (пусть и менее обаятельного) не сможет волком вгрызаться в "горло" правящих соперников и прижать их к стенке своим несокрушимым напором. А именно это необходимо на ежедневной основе делать на рестлинге в Палате общин лидеру оппозиционной партии, доказывая, что противник рулит бездарно не в ту сторону.
В том, что Эд Милибэнд - "правильный выбор", существуют серьезные сомнения. Сомнение первое: Милибэнд-младший не имеет того опыта и той широкой известности у публики, которая есть у его брата Дэвида. Сомнение второе: в отличие от брата-центриста Эд левых воззрений по своей природе и его крен влево может сильно отпугнуть склонных ныне к комфортабельному "центризму" британских избирателей. Младшего Милибэнда не далее как позавчера одна воскресная газета уже окрестила "red Ed" - "красный Эд". Есть опасения, что эта удачная по рифме кличка к новому главе партии прилипнет навечно.
Сомнение третье: Эд в силу вышеназванной причины может забыть о развитой Блэром концепции "нового лейборизма" и вернуть партийную идеологию в дремучую доблэровскую эпоху, поставив идеи впереди здравого смысла. Именно поэтому приверженцы Тони Блэра назвали победу Эда катастрофой для партии. А "Мейл он санди" написала в своем первополосном материале, что "его триумф явился одним из величайших огорчений в современной политической истории Британии ".
Почему же тогда избрали Эда, а не Дэвида? Победа младшего брата определилась перевесом ничтожных 1,4 процента голосов. И самое настораживающее, что поддержали Эда не столько члены партии и депутаты-лейбористы, сколько члены профсоюзов. Отсюда вытекло сомнение четвертое: а не станет ли новый лидер партии заложником проф союзов?
Во вторник Эд Милибэнд выступит с трибуны партконференции в Манчестере с программной речью. А далее ему предстоит сформировать теневое правительство. Младший брат очень надеется, что его старший брат займет в нем одно из ведущих кресел. Поздравляя своего брата, Дэвид Милибэнд обещал именно так и сделать. Широкая публика осталась удовлетворена тесным единством Милибэндов. Однако слухи из закулисья нашептывают о том, что Дэвид буквально вскипел, когда Эд бросил ему перчатку и выставил свою кандидатуру на лидерство. И что победа младшего брата стала горьким разочарованием для старшего, долгие годы мечтавшего о лидерском кресле в партии. Предрекают, что если он и побудет в правительстве брата, то совсем недолго, скорее, для "вида".