Новости

30.09.2010 00:41
Рубрика: Экономика

Диктат потребителя

В будущем покупатель будет определять не только ассортимент, но и форматы торговли

Участники телемоста Москва-Екатеринбург-Шанхай обсудили, как торговые объекты влияют на развитие городов и какая трансформация их ждет в связи с развитием Интернета.

Опрос, который проводил Фонд общественного мнения в августе текущего года, показал, что люди стремятся уехать из тех регионов, где современные форматы торговли (сетевые розничные магазины, многофункциональные торговые центры) занимают менее десяти процентов рынка. На Западе давно уже никто не оспаривает влияние ритейла на бытовую культуру и досуг. Психологические и маркетинговые исследования доказали: если в том или ином американском городе появляется крупный супермаркет, то в скором времени население начинает заниматься именно теми видами деятельности, которые он "пропагандирует" (играть в гольф, например, если магазин продает клюшки, или смотреть новые фильмы исключительно на DVD-дисках).

Россия пока отстает от Европы и США по количеству современных торговых площадей, но и здесь шопинг всей семьей в выходной день уже вошел в привычку. Причем он прочно ассоциируется с комплексом сопутствующих услуг: в современных ТРЦ можно не только приобрести тот или иной товар, но и посмотреть кино, пообедать в кафе или ресторане, посетить косметический салон, отделение банка или страховой компании и даже покататься на роликах. Поскольку темп жизни больших городов мало способствует "общению по душам", супермаркеты постепенно берут на себя функции "громоотвода" - коммуникационного центра для разных социальных и возрастных групп.

По признанию экспертов, еще 40 лет назад на рынке царил диктат производителя, сейчас же ситуация диаметрально противоположная: нескольким компаниям с мировым именем уже пришлось столкнуться с ситуацией, когда выстраиваемый годами имидж был разрушен в считанные часы, потому что блогеры раскритиковали его в "живом журнале". С учетом темпов внедрения Интернета в повседневную жизнь революция в рознице уже не за горами: через 15-20 лет формировать ассортимент и определять форматы торговли будет не производитель товаров и не дистрибьютор, а потребитель через социальные сети. Именно там будет создаваться общественное мнение о том, что модно носить, где отдыхать, учиться и т. д.

Уже сейчас, по признанию ритейлеров, до 75 процентов молодых покупателей принимают решение на основе информации из глобальной Сети, а через 2-3 года магазины будут совершать дистанционно до 30 процентов продаж. В качестве перспективных направлений онлайн-ритейла можно рассматривать продажу экологичных товаров (Green Building), вещей для "умного" дома, продукции для виртуальной реальности и т. п.

- Социальные сети будут использоваться не просто как рекламоноситель, но и как торговая площадка. Весь процесс производства и дистрибуции будет выставлен на всеобщий показ в Интернете. Благодаря CRM-программам, которые применяются для взаимодействия с контрагентами - клиентами, посредниками, подрядчиками, потребитель сможет подключиться к созданию продукта на самых ранних стадиях его разработки, высказать свое мнение. В этом и заключается суть "демократического консюмеризма", - поясняет Драгорад Кнези, директор по стратегическому планированию и бренд-менеджменту международного рекламного агентства.

Правда, представители екатеринбургских торговых центров не согласились с такой постановкой вопроса.

- Традиционная торговля никуда не денется: во-первых, люди все еще нуждаются в личностных контактах, особенно старшее поколение. Во-вторых, потребитель не всегда знает, чего хочет, поэтому вряд ли сможет эффективно управлять производством. В-третьих, ритейл - самый быстрый и дешевый способ доставки товара, при заказе через Интернет возникают проблемы со сроками: из-за особенностей работы российской таможни и уровня развития логистики в регионе можно ждать заветную посылку полгода, - замечает Михаил Логиновских, генеральный директор региональной торговой сети.

По мнению уральских экспертов, будущее - не столько за виртуальными, сколько за концептуальными торговыми площадками. Именно такими сегодня на 70 процентов обеспечен Екатеринбург. Из 723 сетей, представленных в городе, чуть более половины приходится на продовольственный ритейл, где превалируют местные компании (81 процент). Интернет-мага­зины представлены гораздо скромнее - их всего 350.

Надо отметить, что екатеринбуржцев пригласили на телемост не просто как зрителей. По обеспеченности торговыми площадями (970 квадратных метров на тысячу жителей) столица Урала не только обогнала ближайших соседей, но и приблизилась к Москве. За шесть месяцев розничный товарооборот здесь достиг 212 миллиардов рублей, а к концу года должен превысить 400 миллиардов.

- В Шанхае мы представим библиотеку лучших российских торговых практик. Это может послужить примером и для других городов. Ритейл не должен отставать от генпланов развития, он должен идти на полшага впереди, чтобы создавать определенные условия, менять образ жизни, причем не только мегаполисов. Фактически сегодня торговля - это витрина инноваций, она знакомит людей с чем-то новым, - подчеркнул Станислав Наумов, статс-секретарь Минпромторга РФ.

Экономика Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область Екатеринбург