11.10.2010 23:40
    Поделиться

    Банки и мобильные операторы готовятся выпустить совместную SIM-карту

    Сегодня в России эмитировано 129 млн банковских карт. При этом только100 млн из них активированы. По данным аналитиков, динамика рынка банковских карт в 2009 году в связи с кризисом была очень низкой: количественный прирост в 2008 году составил 15,745 млн шт., а в 2009 году он уменьшился до 6,791 млн шт. Однако, по мнению генерального директора "Ситроникс Смарт Технологии" Владимира Гаева, сейчас рынок вышел на докризисный уровень и в ближайшее время продолжит расти.

    "Рынок же SIM-карт - стагнирующий, - отмечает Гаев. - Он не растет ни в количественном, ни в денежном выражении и вследствие кризиса не претерпел изменений. В будущем карты объемом памяти 64 К будут вытесняться картами большего объема - 128 К и 256 К. В денежном выражении рынок меняться не будет, поскольку остается неизменным из года в год за счет отмирания старых продуктов и появления новых. Особенность этого рынка в том, что обычно мобильный оператор не использует принцип размещения заказа у одного производителя. Это связано со стремлением минимизировать риски, ведь в случае возникновения технологической системной ошибки на этапе производства вся партия карт будет забракована".

    По данным исследования ACM, количество зарегистрированных SIM-карт за 2010 год выросло до 211,1 млн шт. Уровень проникновения в целом по России составил 147,3%, а в московской лицензионной зоне - 197,1%. Годовой прирост абонентской базы российских операторов составил 5,3 млн.

    Российский рынок SIM-карт поделен между семью игроками: Oberthur, Plastic Card, Novacard, G&D, SST, Gemalto и Sagem Orga. Некоторые из перечисленных вендоров имеют долю и в производстве банковских карт: Novacard, SST, Gemalto, а также Rosan Finance и Inpas.

    "Сегодня на рынке наблюдается тенденция по интеграции банковского и телекоммуникационного рынков, - говорит г-н Гаев. - Получается, что два главных бизнес-направления начинают пересекаться, и в будущем эта тенденция будет только развиваться. Например, вскоре основные функции банковской карты будут переданы на SIM-карту. Банки и мобильные операторы в перспективе приступят к реализации совместных проектов подобно тем, что уже сейчас успешно стартовали за рубежом (например, оплата проезда в транспорте и в сетях быстрого питания посредством мобильного телефона). Важный нюанс: в таких проектах возможна "привязка" сразу нескольких банков к одному абоненту. Если пользователь имеет счета в разных банках, то он может самостоятельно решать, какой из них выбрать для осуществления той или иной транзакции".

    Что же касается основных проблем развития рынка SIM-карт, то операторы часто сталкиваются с проблемой контроля параметра churn rate - показателя оттока абонентской базы к конкурирующей компании. Кроме того, основные рынки в городах-миллионниках перенасыщены: в центральном регионе - Москве и Санкт-Петербурге - уровень проникновения составляет от 150 до 190%.

    Препятствием для перехода на карты большего объема стал замороженный капекс 2009 года (капитал, используемый для покупки или модернизации физических активов). Это не позволило операторам проинвестировать средства в разработку приложений для таких карт. Сегодня те операторы, чьи капексы разморожены, ведут работы по поиску дополнительного функционала для SIM-карт.

    Развитию рынка банковских карт также препятствовал замороженный капекс. "Планируемый переход на чиповые карты своевременно не состоялся именно из-за кризиса, поскольку чиповые карты значительно дороже магнитных, - отмечает аналитик ACM Михаил Осин. - Банкам потребуются большие инвестиции в установку специальных платежных терминалов, возможность реализации услуг на базе чиповых карт".

    "Еще одна проблема, с которой сталкивается компания при выходе на российский рынок выпуска банковских карт, носит технический характер, - говорит аналитик Sagem Orga Сергей Лисицын. - Программное обеспечение для выпуска таких карт, как правило, "заточено" только под одного вендора. И за "перезаточку" компании-производители программного обеспечения назначают вполне монополистские цены, так что рынок пока не имеет шансов стать мультивендорным".

    Для выпуска банковского "пластика" существует ряд стандартов международных платежных систем Visa и MasterCard. Предприятие-вендор изначально организовывается с учетом требований платежной системы: это и строгий количественный учет продукции на всех этапах производства, и повышенные требования к логической безопасности производства - защите данных на карте. Все действия с картой отслеживаются видеокамерами и фиксируются в специальной базе службы безопасности. Карты хранятся в специально оборудованном банковском сейфе, а доставка заказчику производится в бронированном транспорте.

    Кроме того, каждая карта проходит тестирование на механическую надежность: к ней применяются изгиб, кручение, проверка прочности имплантации чип-модуля.

    Таким образом, при входе в рынок размер инвестиций в оборудование и системы безопасности составят примерно 10 млн долларов, если брать в расчет минимальные расходы для банковского проекта. Соответственно, при масштабных проектах объем инвестиций увеличивается в разы. Больших затрат требует и специальное оборудование для тестирования, которое закупается в Америке и Германии.

    Поделиться