28.10.2010 15:05
    Поделиться

    Юрий Замятин: Только 8 процентов жалоб на инспекторов екатеринбургского ГИБДД обоснованы

    Чтобы вернуть права, водители-нарушители приводят липовых свидетелей

    О том, что мешает убрать "палочную систему" из практики ГИБДД, где появятся новые видеокамеры на улицах мегаполиса и многом другом "РГ" рассказали начальник милиции общественной безопасности УВД Екатеринбурга полковник Евгений Клюжин и начальник городского отдела ГИБДД подполковник Юрий Замятин.

    Российская газета: Юрий Анатольевич, кажется, что инспекторы дежурят не на наиболее аварийных точках, где действительно может потребоваться их помощь, а там, где им проще поймать водителя на нарушении...

    Юрий Замятин: В Екатеринбурге 656 очагов аварийности - участков протяженностью 400 метров, на которых за год произошло три и более ДТП. В часы пик мы работаем на помощь водителям в наиболее напряженных точках, в остальное время - на профилактику. Поэтому говорить, что инспекторы "всегда стоят не там, где надо", - неуместно. Факты, конечно, такие есть, мы их устраняем и готовы реагировать на сигналы водителей.

    По штату нам не хватает около 1,5 тысячи сотрудников ДПС. Необходимое число инспекторов ДПС научно выверено и определяется протяженностью дорог, количеством зарегистрированного транспорта. Также научно доказано, что от работы инспектора зависит чуть более 15 процентов результата, в целом же за безопасность на дорогах отвечает еще около 20 служб. Учтем и то, что с 2004 года количество автотранспорта в Екатеринбурге выросло в 2,5 раза - до 537 тысяч. Сегодня Екатеринбург каждый день пересекает миллион машин, а инспекторов ежесуточно выходит на улицы 200 человек.

    РГ: Может, правильнее прикрепить инспекторов к определенным участкам дороги и оценивать их работу не по числу составленных протоколов, а по количеству смертей, тяжелых травм?

    Замятин: Так и есть. Главный критерий работы инспекторов и в целом подразделения - отсутствие на патрульном участке ДТП, особенно с пострадавшими, а также отсутствие преступлений, совершенных в отношении граждан. А "палочная система" - это не тот термин, это плановая работа каждого сотрудника. Культура вождения, к сожалению, пока крайне низкая. Представьте, что начнет твориться на дорогах, если мы хотя бы на сутки снимем со службы городской полк из 200 инспекторов?! Это также одна из форм контроля за сотрудниками ДПС: ни один инспектор не сможет покинуть свой пост, заняться посторонними делами, встать у "кормушки", ведь из составленных за дежурство протоколов четко видно, где он был и чем занимался.

    Евгений Клюжин: Возьмем банальное нарушение - непристегнутый ремень. Примеров, когда он приводил к плачевным последствиям, более чем достаточно. И пусть мы составим за этот ремень 200-300 протоколов - не ради штрафа, а чтобы изменить сознание водителей. Да, не спорю, бывают случаи, когда инспектор придирается к водителям, вместо того чтобы выявлять правонарушения, которые приводят к ДТП. Да, пока подготовка работников оставляет желать лучшего, очень много молодежи среди сотрудников, большая текучесть кадров, и ребят нужно учить работать. Мы стараемся.

    РГ: Правозащитники часто рассуждают, что в погоне за соблюдением плана инспекторы могут составлять протоколы необоснованно, с нарушением КоАП, без свидетелей. Что результаты алкотестов ненадежны, а доказать свою невиновность в суде сложно из-за недостаточной компетентности судей в вопросах ПДД...

    Клюжин: Часто создается впечатление, что правозащитная деятельность принимает форму бизнеса. Некоторые лишенные прав водители заключают с общественниками коммерческие договоры на сумму 20-30 тысяч рублей с целью досрочно вернуть права. В моей практике нет примеров, когда медосвидетельствование показывает алкогольное опьянение, но судья решает, что человек был абсолютно трезв и безупречно управлял авто.

    Замятин: У меня на приеме иногда жалуются: "За что протокол, я же пил пиво с выключенным мотором, готов привести 16 свидетелей против показаний двух ваших инспекторов". А мы берем видеозапись из дома напротив и видим, что после выпивки водитель все-таки сдавал назад и только потом был задержан сотрудниками ДПС.

    Важный нюанс: примерно 2,5 процента дел мы прекращаем по формальным причинам. Например, из-за нарушения сроков: если решение не принято в течение двух месяцев после ДТП (например, документы "заблудились" на почте), административное производство придется прекратить. В 2010-м мы выявили 500 тысяч нарушений, из них 2,4 процента производств прекращено. То есть тысяча нарушителей, по сути, избежали ответственности.

    Если водитель не согласен с результатами теста, он может сразу обратиться к наркологу. Мы учитываем погрешность прибора - 0,18 процента, то есть при 0,19 водитель уже пьян. Пациентам, принимавшим определенные медпрепараты, у которых при выдохе алкотестер показывает алкоголь, врачи должны четко разъяснять, что после принятия таких таблеток садиться за руль нельзя, так как реакции будут заторможенны, нужно немного подождать.

    РГ: А жалобы на инспекторов часто подтверждаются?

    Замятин: За 9 месяцев к нам поступило 684 жалобы, из них обоснованных 60, то есть 8,8 процента. Ко всем нарушителям служебной дисциплины приняты меры воздействия, вплоть до увольнения из органов внутренних дел.

    РГ: Вы оснащаете служебный транспорт системой навигационного контроля "Глонасс", что это дает?

    Клюжин: В Екатеринбурге установлено 300 блоков навигационного контроля за автотранспортом наших служб: частично ГИБДД, ППС, конвоя, дежурной части и др. С этим мы, кстати, стартовали в числе первых: несколько лет назад наладили GPS-контроль, а сейчас "влились" и в областную программу, цель которой - к концу 2011 года оборудовать "Глонассом" весь служебный автотранспорт и ввести единую систему спутникового слежения. Система позволяет нам точно знать, где машина сотрудника, с какой скоростью она движется, где останавливается, что позволяет нам определить, какие наряды милиции могут быстрее добраться до места совершения правонарушения или преступления и возможных мест отхода преступников. А также это одна из форм контроля за передвижением служебного транспорта.

    РГ: Камеры видеонаблюдения, установленные в центре Екатеринбурга, могут снизить уличную преступность?

    Клюжин: Видеонаблюдение охватывает район от площади Коммунаров до площади УПИ, включая Октябрьскую площадь, улицы Хохрякова и Малышева. Работают 122 видеокамеры с выводом на дежурную часть УВД города. Что интересно, в 2008 году на проспекте Ленина было совершено 12 преступлений, в 2009-м уже 6, а в 2010-м - еще ни одного! Конечно, это не значит, что преступники ушли с главной улицы на соседние.

    Помимо раскрытия и профилактики нарушений, видеозапись позволяет разрешать и спорные вопросы по ДТП. Информация с камер хранится в течение двух недель.

    Технические возможности позволяют нам установить в Екатеринбурге до тысячи видеокамер от Химмаша до Эльмаша, в местах с массовым пребыванием граждан, на сложных транспортных развязках и перекрестках. Вопрос - в финансировании. В 2011 году с помощью городского и областного бюджетов мы планируем расширить наблюдение до ККТ "Космос" и ЖБИ.

    Наладить единую глобальную систему удалось бы гораздо быстрее за счет подключения к локальным видеосистемам частных организаций. Однако пока это невозможно по ряду причин.

    РГ: В работу милиции все чаще пытаются вмешаться блогеры - с критикой или советами. Вы идете на такое сотрудничество или избегаете его?

    Клюжин: Одни блогеры, и их последнее время все больше, действительно стремятся помочь правоохранительным органам, вспомним хоть недавний случай с тюменскими иномарками. Важно, и когда интернет-сообщество пытается привлечь внимание к реальному нарушению инспектора ГИБДД: погоны не дают тебе право стоять на пешеходном переходе или превышать скорость, если это не связано с исполнением служебных обязанностей. Но некоторые "активисты" искажают ситуацию в погоне за дешевой популярностью или ради выгоды, чтобы облегчить себе жизнь, а не отстоять общественные интересы. Вспомните массовую акцию "Черный флаг" на Уралмаше. Выступали вроде как за права автолюбителей, но, когда мы стали проверять этих активистов по административной практике, выяснилось, что опыт вождения у них отнюдь не безупречный: одного несколько раз лишали водительских прав за вождение в нетрезвом виде, другого же неоднократно привлекали к административной ответственности за различные правонарушения.

    Вообще, чтобы быть услышанным, необязателен Интернет: в ГИБДД и ГУВД давно работают телефоны доверия, куда от горожан поступает огромное количество информации с конкретными предложениями, жалобами, вопросами.

    Замятин: Автовладельцам следует быть активнее: передавать в дежурную часть ДПС информацию о различных нарушениях дорожного движения, о неблагоприятных дорожных условиях, ямах на трассе, неработающих светофорах и прочем. Ежедневно к нам поступает около 40 - 50 таких заявок. Мы выносим балансодержателю дороги предписание, если не реагирует, составляем протокол. Увидели нарушение - не проезжайте равнодушно мимо, обращайтесь - будем работать, устранять.

    На заметку

    Чтобы установить или убрать дорожный знак, необходимо обращаться:

    - в Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга: тел. (343) 354-55-53.

    - или на имя начальника отдела ГИБДД УВД г. Екатеринбурга Ю. А. Замятина по адресу: 620141, Екатеринбург, ул. С. Разина, 20.

    Телефон доверия УВД Екатеринбурга (343) 222-00-02.

    Телефон доверия УГИБДД по Екатеринбургу (343) 263-19-05.

    Электронная приемная УВД Екатеринбурга: uvdekb@mail.ru

    Поделиться