В Перми разгорелся скандал из-за провокационной рекламы сети ресторанов

Экспертный совет по применению законодательства о рекламе Пермского УФАС России признал оскорбительной размещение на улицах Перми рекламных конструкций "В очередь, сукины дети, в очередь!".

Световые короба и трафареты на асфальте с цитатой из булгаковского "Собачьего сердца" появились на улицах Перми еще в сентябре. Так пермская компания "Леге Артис" начала рекламную кампанию сети ресторанов. Но высказывание Полиграфа Полиграфовича Шарикова разделило пермяков пополам. Одним подобный пиар показался весьма оригинальным, а вот другим - не пришелся по душе. Они посчитали, что такая реклама оскорбляет их лично.

Пермяки обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы, и антимонопольщики возбудили дело по признакам нарушения Федерального закона "О рекламе", поскольку он не допускает использования оскорбительных образов, сравнений и выражений.

В заключении экспертов говорится: "В результате обсуждения члены Совета единогласно решили признать, что реклама "В очередь, сукины дети, в очередь!", размещенная на центральных улицах Перми, содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в части использования в рекламе оскорбительных выражений. Рекомендовано возбудить дело в отношении рекламодателя указанной рекламы".

В самом агентстве "Леге Артис" восприняли позицию УФАС с удивлением. Мало того, никаких официальных документов или запросов по поводу спорного баннера до сих пор не поступало. А позиция по поводу булгаковской цитаты прямо противоположная "антимонопольной".

- Вот сейчас держу в руках лицензионную кассету с художественным фильмом "Собачье сердце", и на обложке нет никаких указаний на то, что для просмотра этого фильма есть ограничения по возрасту или другим признакам, - говорит директор фирмы Антон Толмачев. - Значит, фильм, содержащий эту цитату, разрешен для любой аудитории. Во-вторых, на самой книге Михаила Афанасьевича Булгакова тоже нет никаких пометок, что она не рекомендована для детей. В-третьих, есть художественный фильм "Сукины дети" Леонида Филатова, но и он никем не был признан оскорбительным. Мы считаем, что всего лишь использовали цитирование доступного литературного источника. А оскорбительной какую-либо фразу можно считать лишь в том случае, если она адресована конкретному человеку.

- Какое отношение Булгаков имеет к вяленой рыбе? - вопрошает пермяк Артем Подлипкин. - Почему я, сукин сын, должен вставать в очередь? Зачем все эти недоговоренности? В чем "изюминка" товара?

- А по-моему, реклама очень удачная. Она использует хорошо знакомую литературную фразу, и сразу хочется сходить покушать в упомянутый ресторан, - говорит бизнесмен Юрий Пичугин.

В УФАС считают отсылку к произведениям Булгакова лукавством, поскольку в данном случае цитата Шарикова вырвана из контекста. Пока решения не принято, антимонопольщики пригласили пермяков поучаствовать в обсуждении вопроса о правомерности размещения такой рекламы, для чего можно оставлять комментарии на сайте ведомства

Пока же конфликт между УФАС и пиарщиками заинтересованно обсуждают пермяки.

Тем временем

В городе Александрове Владимирской области в борьбе с должниками воспользовались картиной Ильи Репина "Иван Грозный убивает своего сына". На площади железнодорожного и автобусного вокзалов города Александрова появилась масштабная репродукция известного полотна. На фоне трагедии Грозного было выведено грозное предупреждение: "Не платишь за коммунальные услуги - достанет". Ведь александровцы, да и не только они, хорошо знают, что их древний город при Иване Грозном в течение 17 лет был столицей Московского государства и центром опричнины. В Александровской слободе погиб царевич Иван, смертельно раненный Иваном IV в приступе гнева. Местная власть, видимо, вдохновившись исторической параллелью, решила таким довольно экстравагантным способом поправить дело. Город с населением около 63 тысяч, действительно, попал в черный список населенных пунктов области, где жители своевременно не оплачивают коммунальные услуги. Сегодня сумма долга александровцев ЖКХ города составляет почти 22 миллиона рублей.

Правда, попытка поставить историю на службу коммуналки все же провалилась. Устрашающий плакат висел, а долги не сокращались. А недавно по рекомендации прокуратуры его и вовсе сняли.