Парламент Якутии формирует кодекс о малочисленных народах Севера

Парламент Якутии намерен сформировать свод законов о коренных малочисленных народах Севера.

Жизнь по укладу

В Якутии действуют 17 республиканских законов, регулирующих различные аспекты жизни и деятельности северян. На разных стадиях готовности - еще два законопроекта. Столь активная работа региональных парламентариев в этом направлении объясняется тем, что образ жизни, который ведут по обычаям предков оленеводы, рыбаки и охотники, часто не вписывается в федеральное законодательство. Точнее, государственные устои, предназначенные для оседлых граждан, не учитывают традиций, без следования которым северные кочевники просто исчезнут с лица земли.

- Пока понятие "кодекс" в нашей среде почти не употребляется, - говорит депутат Государственного собрания республики Александр Подголов. - Но мы находимся на пути воплощения этой идеи в жизнь, пытаемся ввести в законодательство фундаментальные основы бытия кочевников.

Для чего это нужно? Горожанин пять или шесть раз в неделю ходит на работу и возвращается в теплую квартиру со всеми удобствами. Его супруге совсем не обязательно (а скорее, даже вредно) трудиться в одной организации с мужем, и она вольна найти рабочее место по душе. Их дети посещают детсад и школу, а вечером вся семья собирается вместе.

У оленеводов жизнь строится совершенно иначе. Они вынуждены кочевать вслед за стадами животных по мере того, как истощаются пастбища. У них нет дома в привычном понимании - каждый раз при перекочевке чум разбирают и перевозят на новое место вместе со всем скарбом. Труд и быт оленеводов переплетены столь тесно, что понять, где заканчивается работа и начинаются бытовые хлопоты, практически невозможно. Если жена оленевода захочет устроиться на другую работу, ей придется уехать из стойбища в населенный пункт и жить вдалеке от мужа - других занятий, кроме оленеводства, в бригаде нет. А чтобы дети оленеводов могли учиться в школе, они вынуждены жить в интернатах, отдельно от родителей.

Общее для страны законодательство не учитывает подобных особенностей. Поэтому региональный парламент решил принять такие местные законы, которые позволили бы детям оленеводов учиться в школе и в то же время жить с родителями, а взрослым кочевникам - испытывать минимум неудобств от того, что традиционный образ жизни не располагает к оседлости.

Интернат отменяется

Когда Ил Тумэн еще только разрабатывал законопроект о кочевой школе, это вызвало интерес в российских регионах, где живут оленеводы, и даже в странах Скандинавии. Идея проста: если дети кочевников не могут без отрыва от семьи посещать занятия, значит, школа должна прийти на кочевье, в оленеводческую семью.

Благодаря местному закону, кочевые школы получили официальный статус, финансирование и возможность получать необходимые для занятий пособия и оборудование, вплоть до выхода в Интернет, что значительно облегчает учебный процесс. А для женщин, ставших учителями своих же детей, на стойбищах появилась интеллектуальная работа.

Экспериментальные кочевые школы появились в Якутии до принятия закона. Жизнь показала: уровень получаемых там знаний позволяет выпускникам поступать в различные учебные заведения страны. А чтобы знания были глубже, в дни, когда в обычных школах идут каникулы, учителя-предметники из оленеводческих районов выезжают на кочевья помогать коллегам.

Пока такие школы есть далеко не во всех бригадах. Но их становится все больше. С помощью этих необычных учебных заведений местные власти надеются решить две задачи: наладить обучение детей кочевников без отрыва от семьи и снять проблему кадров для Севера. Ведь из-за того, что до последнего времени дети оленеводов воспитывались в интернатах, теряя интерес к традициям своего народа, отрасль сейчас держится в основном на пожилых людях. Теперь есть надежда, что бригады будут пополняться молодежью.

В чум с уставом

Конечно, на одних традициях далеко не уедешь. За тяжелую работу надо достойно платить. Однако к началу 2000-х годов оленеводство пришло в такой упадок, что о реализации продукции не шло и речи. Наоборот, местные власти ввели мораторий на забой домашних оленей. Но одновременно до лучших времен узаконили финансирование оплаты труда работников отрасли из республиканского бюджета, установив каждому твердый оклад.

- Максимально поддерживать оленеводов надо уже потому, что они, занимаясь традиционными видами хозяйствования, по сути, охраняют Север, - поясняет депутат Ил Тумэна, руководитель республиканской федерации профсоюзов Александр Ким-Кимэн. - Не случайно промышленные проекты сейчас прорабатывают с оглядкой на то, чтобы нанести среде обитания коренных малочисленных народов минимальный ущерб. Не станет на Севере оленеводов, рыбаков и охотников - кто там останется? Разработчики недр?

Каждый подобный документ, принятый на региональном уровне, является своего рода мостиком между федеральным законодательством и традиционным укладом жизни северян. К примеру, в 2003 году Государственное собрание Якутии приняло закон о кочевых родовых общинах, буквально спасший оленеводов от окончательного разорения в самое сложное для них время. Дело в том, что оленей приходится выпасать на огромных территориях - пастбища в Якутии занимают 17 миллионов гектаров. И за их аренду надо платить. Но какой оленеводческой бригаде по плечу такие расходы? Принятый местными законодателями документ позволил общинам пользоваться пастбищами бесплатно.

Сейчас на выходе законопроект, поднимающий еще более глубинные пласты. Называется он просто: "О кочевой семье". По объему документ невелик, затраты на его реализацию тоже предполагаются небольшие. Но когда его примут, он впервые введет в правовое поле многие понятия, связанные с бытом оленеводов, а значит, позволит цивилизованно разрешать противоречия между "оседлыми" законами страны и традициями кочевой жизни.

Некоторые якутские законы уже взяты на вооружение властями других регионов страны. Например, на Таймыре после консультаций со специалистами из Якутии в оленеводческих бригадах открыты три кочевых школы-сада.

Прямая речь

Виктор Губарев, председатель комитета по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Государственного собрания Республики Саха (Якутия):

- Важным фактором в поддержке оленеводов является то, что в республике узаконено субсидирование зарплаты работников отрасли. Оленеводы не являются бюджетниками, а потому не могут получать заработную плату из республиканской казны. Но без этого им просто не на что было бы жить.

Несколько лет назад местные власти остановились на такой форме господдержки, субсидируя стабильную зарплату тем, кто работает непосредственно в отрасли. Ежемесячная выплата составляет 7600 рублей. Но за прошедшее время инфляция "съела" значительную часть этих денег, поэтому недавно наш комитет внес предложение увеличить выплаты до 9000 рублей, то есть до прожиточного минимума. Помимо этого оленеводы получают небольшие субсидии на приобретение топлива, различного оснащения, материалов для строительства жилья и других нужд.

Конечно, жизнь на субсидию должна стать временным явлением, тем более что дела у оленеводов Якутии идут на поправку. Бюджетная поддержка - это не самоцель, а лишь способ помочь северянам наладить нормальную жизнь, когда они сами смогут зарабатывать деньги. Условия для этого складываются вполне благоприятные. Ведь в оленеводстве занято очень мало людей, продукция отрасли пользуется большим спросом, а выходное поголовье оленей в нынешнем году уже превысило 200 тысяч животных и постоянно растет.

Тем не менее для того, чтобы люди на Севере смогли жить нормально, в отрасль надо вложить еще немало средств. У нас практически нет современных забойных пунктов, необходимо налаживать переработку оленины и схему вывоза продукции. Но все-таки главное сейчас - всеми способами, доступными государству, поддержать самих оленеводов.

На заметку

В Амурской области кочевая школа действует с 2005 года на базе Усть-Нюкжинской школы Тындинского района. Ей присвоен статус экспериментальной площадки по проблеме "Культурологическая направленность образовательного процесса как основа функционирования кочевой школы для детей малочисленных народов Севера". В течение учебного года школьники-эвенки получают образование на стоянках оленеводов, а во время возвращения семей в Усть-Нюкжу - в базовой школе в селе.

Подробнее о местных законах, регулирующих отношения государства и коренных малочисленных народов Севера, можно узнать на сайте Государственного собрания Республики Саха (Якутия) - il-tumen.sakha.ru

2219 человек заняты в оленеводстве на территории Якутии.

По данным министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).