В Москве в рамках программы "Золотой маски" на сцене МХТ им. А.П. Чехова идут премьеры Александринского театра.
Ноябрьская афиша московских показов Санкт-Петербургского театра состоит из трех названий: "Гамлет" Валерия Фокина, "Изотов" Андрея Могучего и "Дядя Ваня" в постановке Андрея Щербана. Все три спектакля уже объявлены номинантами "Золотой маски" будущего года и выдвинуты на национальную театральную премию в двенадцати номинациях.
Накануне второго тура гастролей (напомним, что первый состоялся в сентябре, когда в Москве показывали спектакли "Ксения. История любви" и "Укрощение строптивой") в серии "Библиотека Александринского театра" вышла книга петербургского театроведа Александра Чепурова "Гоголевские сюжеты Валерия Фокина". Явив собой уникальную возможность прикоснуться к режиссерской кухне, прочесть партитурное описание спектаклей и попытаться постичь театральную природу гоголевских произведений, бесспорным знатоком которой стал Валерий Фокин, осуществив в России, Польше и Южной Корее около двадцати постановок по Гоголю.
Автор книги Александр Чепуров и ее главный герой - художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин - рассказали, какие встречи им были уготованы судьбой на гоголевской территории и за ее пределами.
Валерий Фокин: "Прочитав книгу, я еще раз вспомнил, какое количество замечательных актерских работ подарила мне судьба... И я чрезвычайно горжусь тем обстоятельством, что в Александринском театре продолжается издательская деятельность. Она и была раньше, но то, что в последние годы она стала столь регулярной, вопреки всем правилам нового времени, - в этом отношении мы категорически сопротивляемся и идем поперек. Потому что сегодня мы просто теряем театральную литературу, ее почти нет. По пальцам можно пересчитать невероятно важные документы театральной истории, в которых прежде всего существует такое понятие, как анализ. Мы вообще живем сегодня во времена мотива и цинизма. А цинизм рождает разные мотивы. Поэтому нет анализа, и когда сегодня ты читаешь эту театроведческую книгу, у меня возникает странное ощущение. Ведь режиссерская работа во многом интуитивна. Нельзя все заранее вычислить, и поэтому мои ошибки, которые я вроде вижу и помню, тем не менее они - суть и продолжение того, что потом мне удавалось сделать и лучше, и точнее. Тем более по отношению к Гоголю, поскольку с Гоголем у меня - продолжающееся путешествие. Независимо от моих сегодняшних репетиций нового спектакля о Гоголе, который я делаю о самом Гоголе, о том Гоголе, который меня всегда жутко волновал и которого мы мало знаем. О том Гоголе, который не сатирик, который строит внутри себя на протяжении всей жизни внутреннего человека и который проходит этот путь сознательно и уходит добровольно из этой жизни в стадии сумасшествия или недоедания и еще чего-то такого... Это особый, абсолютно сознательный путь святого, страдальца, путь, о котором я всегда думал: как же про это рассказать? Это же невидимые миру слезы, и их надо как-то обнаружить. Невозможно сразу проникнуть в такого Гоголя, не походив, не почувствовав, не побродив по всем этим улицам, переулкам его гоголевской территории. Дело не в количестве гоголевских спектаклей, можно ведь и один поставить. А дело в проникновении в гоголевскую материю, в его внутренний мир... Для меня вышедшее издание очень любопытно - режиссеры нуждаются в анализе. Нуждаются в том, чтобы анализировать себя, анализировать то, что ты делаешь, отдавать себе отчет в том, как ты двигаешься дальше в профессии или не двигаешься. Иначе нет развития".
Александр Чепуров: "Мы пытались подойти к современному театральному процессу как к предмету научного исторического изучения. Обращаясь к гоголевским спектаклям Валерия Фокина, я рассматривал их как явление уже историческое и еще открытое в перспективу, потому что заканчивается книжка тем, что Фокин работает над новым спектаклем о Гоголе, который выйдет в марте будущего года. Мне хотелось не просто давать какие-то оценки или выводы, я стремился воспроизвести на страницах этой книги собственно сценический текст спектаклей, чтобы их плоть была ощутима даже зрителями, которым не довелось увидеть спектакли. Чтобы вы ощутили движение этой театральной материи, театрального действия, театральной образности. В книге есть подробные реконструкции спектаклей, и делать их было необычайно увлекательно. Если хоть в какой-то степени удалось литературным способом воссоздать ткань спектаклей, этих исчезающих, прекращающихся с опусканием занавеса, с последними аплодисментами художественных произведений, которые живут только в нашей эмоциональной памяти, - для меня это невероятно важно. И, конечно же, в первую очередь увлекателен собственно подход Фокина к Гоголю. Поскольку Гоголь, несомненно, один из главных персонажей творческой биографии Валерия Владимировича. Трудно назвать произведение Гоголя, которое не попало бы в поле зрения режиссера, а к некоторым названиям Валерий Фокин возвращался по нескольку раз, как к "Ревизору", к "Женитьбе" и "Мертвым душам", которые он ставил и в Польше, и в Москве. Эти возвращения к Гоголю на разных этапах творческой биографии Валерия Фокина мне представлялось очень интересным проследить. Ведь именно через Гоголя открываются очень важные черты его творческой индивидуальности, его режиссерского почерка и человеческой сути. И движение к личности Гоголя, к гоголевской философии, к гоголевскому мировосприятию и отчасти даже к гоголевской судьбе для режиссера является очень важным камертоном в его профессии".